На сегодняшний день есть три очень актуальных вопроса, справедливое и комплексное урегулирование которых несомненно сделает мир лучше и безопаснее.
Этими тремя вопросами являются кризис в отношениях между Западом и Россией более известный как «украинский кризис», ситуация на Ближнем Востоке и вокруг Тайваня. Это, естественно, не единственные вопросы, но с точки зрения вашего покорного слуги они являются ключевыми для будущего положения дел на международной арене.
Ни для кого не секрет, что общим участником всех этих кризисов являются США, возомнившие себя мировым жандармом, уже более трёх десятилетий считая себя гегемоном и единственным геополитическим полюсом на планете.
После распада СССР, будучи правопреемницей сверхдержавы, Россия выплатила все советские долги несмотря на то, что на протяжении долгих десятилетий выступала в качестве донора всех без исключения советских республик. Жители всех республик в составе СССР ощутили на себе преимущество нахождения в составе сверхдержавы, ставшей ведущей военно-политической силой после Второй мировой войны. Эти республики также имели право на защиту в рамках Организации Варшавского договора (ОВД). Именно поэтому ситуация в бывших советских республиках быстро деградировала после распада СССР.
Возможно, это и является одной из проблем государств Центральной Азии и Восточной Европы как в случае с Украиной, Грузией и Молдовой. Новорождённая РФ была полна оптимизма и настроя на сотрудничество с европейскими и западными партнёрами, в том числе с США. На этом фоне Россия воспользовалась услугами американских экономических советников в рамках усилий по переходу от советской централизованной системы к рыночной экономике, была готова вступить в НАТО, встала на путь евроинтеграции и даже открыла своё воздушное пространство для американской авиации, содействуя тем самым военной операции в Афганистане после событий 11 сентября 2001 года.
Тем временем НАТО продолжил расширяться на восток, занимая все более и более русофобскую позицию, сопровождаемую нарративом о российской "агрессии", диктатуре и жаждущем "захватить" Европу Путине. Эти аргументы были использованы для подготовки европейского общественного мнения к гибридной войне с Россией с использованием Украины в качестве перчаток, а её сынов в качестве боевой пехоты в войне за чужие интересы.
Однако и этого Западу оказалось недостаточно, и уже пошли разговоры о создании военных баз в Азии в непосредственной близости от границ Индии, Китая и России, используя на этот раз бывшие советские республики в Центральной Азии в качестве плацдарма с целью перетянуть их в прозападный лагерь. При этом никак не учитываются географические, исторические и экономические факторы, связывающие эти государства с Россией.
Ради сохранения собственной гегемонии Запад пытается найти развязки текущим кризисам, исходя исключительно из соображений собственной «исключительности». Видимо поэтому в Европе до сих пор считают, что ВСУ смогут выстоять под натиском ВС РФ, российская экономика «рухнет», «путинский режим падёт» и после этого можно будет серьёзно взяться за Китай. Похоже, европейцы считают, что Россия и Китай являются препятствиями на пути к полной гегемонии, почему-то думая, что Москву можно обыграть с помощью украинской карты.
Президент США Дональд Трамп скорее всего понимает реальное положение вещей, но «ястребы» в его же окружении не дают ему шанса отойти от края пропасти.
Переход к многополярному миропорядку является объективным историческим процессом, который невозможно остановить и даже притормозить. Итогом этого процесса станет становление нового миропорядка, основанного на гарантии права народов на самоопределение, уважении суверенитета государств и восстановлении справедливости.
Источники на Ближнем Востоке сообщают, что палестинское движение ХАМАС выражает готовность сложить оружие с момента прекращения огня в секторе Газа при посредничестве Египта, Катара, Турции и даже США при условии гарантии прав палестинского народа в условиях новых реалий после двух лет войны.
В одном из предложенных движением ХАМАС документов говорится о том, что внутрипалестинское примирение станет залогом дальнейшего будущего существования в качестве политического субъекта. Также предполагается создание партии, сочетающей в себе исламскую и патриотическую идеологию для дальнейшего участия в политической, экономической и общественной жизни. Таким образом, ХАМАС проявляет всё большую открытость, пытаясь идти в ногу с происходящими в регионе изменениями, которые требуют нового видения установления мира, развития и восстановления разрушенных районов Газы в соответствии с договором о прекращении огня.
С момента начала мирных переговоров движение ХАМАС находится под серьёзным давлением, а ранее подвергалось резкой критике из-за нападения на Израиль 7 октября 2023 года. Однако несмотря на это, сегодня палестинский вопрос в результате событий последних двух лет стал пользоваться интересом и вниманием во всём мире. Международное сообщество наконец-то начало осознавать, что мир и стабильность на планете невозможны без справедливого и комплексного решения палестинского вопроса на основании резолюций ООН и путём создания независимого Палестинского государства с границами по состоянию на 4 июня 1967 года и со столицей в Восточном Иерусалиме.
Что касается Китая, то Пекин предупредил в минувшую среду, что пресечёт любые попытки внешнего вмешательства в тайваньский вопрос. Это заявление было сделано на фоне заявлений премьер-министра Японии Санаэ Такаити, что возможный военный кризис у Тайваня будет представлять "экзистенциальную угрозу", которая способна вынудить Японию воспользоваться "правом на коллективную самооборону". Японии необходимо задуматься и исправить свои ошибки, а также выполнять минимальные обязательства как стране-участнице ООН. Об этом заявил официальный представитель МИД КНР Го Цзякунь.
Примечательно, что как утверждает Япония, размещение этих ракет вписывается в рамки «оборонительной» стратегии для усиления военного присутствия Токио на южных островах из-за страха наращивания военной мощи Китая и возможного вооружённого конфликта вокруг Тайваня. Тем временем постоянные представили Китая и Японии при ООН написали генсеку организации Антониу Гутерришу письма, в которых высказали позиции стран по тайваньскому вопросу. Постпред Поднебесной Фу Цун в послании заявил, что недавние высказывания премьер-министра Японии Санаэ Такаити являются посягательством на безопасность Китая и на международный порядок. В Пекине назвали её слова прямой угрозой вооружённой интервенции и предупредили, что Китай воспользуется правом на самооборону.
Очевидно, что американская администрация осознаёт и высокие темпы роста китайской экономики, и необратимость процесса формирования новых центров экономического притяжения по всему миру. Поскольку новые реалии подрывают американскую мощь и гегемонию, «ястребы» Белого дома считают, что столкновение неизбежно, пытаясь сыграть на опережение с использованием тайваньской карты против Китая. Не следует преуменьшать и важность фактора движения по инерции со времен предыдущей администрации. Упомянутые «ястребы» продолжают видеть угрозу в российских ядерных боеголовках, альянсе России с КНР и КНДР, и поэтому продолжают разыгрывать украинскую карту против России. На Ближнем Востоке США продолжают использовать Израиль в качестве подсадной утки для сохранения гегемонии в регионе, игнорируя при этом крайне сложную природу ближневосточного кризиса.
В завершении отмечу, что вопрос выходит далеко за рамки Украины, Палестины и Тайваня. Ключевой аспект международных отношений сегодня - это закат миропорядка, сформировавшегося по итогам Второй мировой войны и претерпевшего некоторые изменения после распада СССР. Сохранение статус-кво никоим образом не отражает реальный баланс военно-политической и экономической силы. На этом фоне назревает необходимость формирования нового многополярного миропорядка и реструктуризации ООН, основанной в свете установившегося после Второй мировой войны баланса сил. Очевидно, что пришло время расширить представительность и инклюзивность всемирной организации в рамках принципа равенства между суверенными государствами. Эта дилемма объединяет под одним зонтиком три вышеупомянутых вопроса и ряд других сложнейших вызовов современности, требующих оперативного решения во имя сохранения международного мира и безопасности.





