Сообщество «Форум» 10:56 12 ноября 2024

В. Мирзоев: преступление без наказания

статья Марии Могылди

Кажется, все уже слышали про выход самого нашумевшего сериала этого года «Преступление и наказание» от режиссера Владимира Мирзоева – ненавистника России. После присоединения Крыма он заявил, что испытывает чувство глубочайшего стыда за то, что является гражданином России [4]. Мирзоев поддерживает тех, кто с оружием в руках выступает против нашей страны, при этом называя себя российским режиссером. Кроме того, Мирзоев подписывал ранее письма против России [3].

Почти полтора миллиона человек добавили данную кинокартину в закладку «Буду смотреть» на «Кинопоиске», в том числе и я. Что же мы имели до выхода первых серий? Громкая реклама, постоянные переносы премьеры (планировалась 26 октября, а состоялась 2 ноября), причины которых мы так и не узнали, возможно, съемочная группа сделала множество «спорных моментов», которые пришлось переснимать и чистить. А также популярный состав актеров, включая немалоизвестного Ивана Янковского. Какой итог мы имеем? Если вкратце, то несвязные картинки, неоправдавшийся пиар, нелогичные речи и многое другое. Но обо всем по порядку.

Наконец-то вышли первые четыре серии долгожданной премьеры «Преступление и наказание». Описание к сериалу гласит, что мы увидим историю Родиона Раскольникова по новым реалиям, а именно «преступление и наказание» XXI века. Интересно? Да. Хотелось бы посмотреть, как режиссер сможет обыграть и представить такую картину. Но ожидания не оправдались: уже с середины первой серии хочется выключить телевизор.

Во-первых, с самого начала нам за шиворот выливают ведро ледяной воды, как бы давая понять, что Достоевского мы можем здесь не ждать, говоря в лицо, что «это наша новомодная интерпретация, и, чтобы поднять охват, за основу мы возьмем великую русскую классику». Лучше бы не брали. Это даже интерпретацией нельзя назвать, но защитники этого безобразия и те, кто не читал оригинал, скажут: «Но тут же есть все герои как у автора, и даже текст из произведения иногда произносят». Но неужели достаточно только того, что актеры просто выучили сценарий? Без каких-либо мыслей и чувств. Думаю, со мной согласятся многие: нет, этого категорически недостаточно.

Что мы видим далее? Современный мир, XXI век. На улице эпоха интернета, соцсетей и смартфонов. И в таком обществе герои начинают говорить фразы, как будто живут в XIX веке. Как можно верить героям, лексикон которых внезапно меняет временную принадлежность? Но тут необразованные критики снова вылезут и скажут: «Так это же цитирование Достоевского!». Не спорю, но где Вы видели современного человека, который говорил бы «давеча», «полноте», «семипудовая купчиха»? Вы так говорите? Коли нет, идем дальше.

Вспомним, какая была атмосфера города. Петербург книжного Раскольникова – грязный, душит его, ему неприятно, жарко и противно. Здесь Петербург пестрит неоновыми вывесками, солнечным светом и красивыми фасадами. Как в таких обстоятельствах зритель может поверить в душевные терзания главного героя, если нет абсолютно никаких внешних (не говоря уже о внутренних) для этого факторов.

Очень важную часть из книги про первый сон Раскольникова с лошадкой превратили не пойми во что. Признаться, я даже сначала и не подумала, что это была отсылка к нему. У Фёдора Михайловича: «Папочка! За что они... бедную лошадку... yбили! – всхлипывает он, но дыханье ему захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди». На экране: Раскольников взял за поводья лошадь и просто бежал с ней, некий рыцарь на белом коне. Где боль, терзания, мысли героя? Все это остается без ответа.

А как же сама мысль «тварь ли я дрожащая или право имею», ради которой Родион Раскольников и совершал все последующие события в романе? Значительный монолог, толкающий его в эту теорию, отдан чуть ли не массовке в проброс. Без малейшего намека на разбор – проболтали и забыли.

На главном герое «эксперименты» съемочной группы не заканчиваются. Рядом с Родионом и другими второстепенными героями появляется то ли тень, то ли черт, может, вообще дух, но зачем он, нам, конечно же, никто не объясняет. Единственное, что нам точно ясно: этот некто склоняет людей к свершению зла. Значит ли, что некто является их негативным «Я»? Возможно, сценаристы не смогли придумать, как донести хоть какие-то мысли Раскольникова, кроме как диалога с кем-то, вот и создали эту тень. И неважно, что у Достоевского он «любил лежать и думать», отстранившись ото всех.

О чрезвычайной пошлости, которой в сериале больше, чем глубоких мыслей персонажей, я даже и говорить не хочу, но надо. Маленькую Соню Мармеладову играет несовершеннолетняя девушка, что уже вызывает вопросы (её сыграла Диана Енакаева, 2007 года рождения). Да, её возраст совпадает с книжной версией, но это не книга, а реальные люди и реальная девочка, хоть и актриса. Она ходит по публичным домам полуголой, целуется со взрослыми мужчинами и садится к ним на колени. Или же сцена в первой серии, где Лужин голый плавает в бассейне, а потом приходит в стриптиз-клуб, покупает Соню, и просит отхлестать его плетками…

Следующая героиня – Дуня. От сходств с книжной версией одно имя. Она выходит замуж за Лужина просто потому что… А почему? Нет ни одного объяснения. Где то самое самопожертвование из оригинального романа? В книге Дуня выходила замуж совсем не по любви, а ради благополучия своей семьи. Здесь мотивацию Дуни я понять совсем не могу. Сначала она отказала предложению руки и сердца Лужина, а потом резко передумала и согласилась, без каких-либо тяжелых раздумий. Или, возможно, у сценаристов была цель сделать Дуню другой? Тогда опять-таки зачем упоминать Ф.М. Достоевского?

Но на этом событийный произвол не заканчивается. В одном из эпизодов Марфа Петровна заигрывает и соблазняет Дуню, но поскольку пропаганда ЛГБТ* запрещена в России, во время поцелуя женщин появляется тень, и Дуня уже целуется с мужчиной, как бы говоря, что тут все правильно, ничего запрещенного нет. А уже в другой сцене Дуня делает порез на своей руке, и Родион слизывает кровь своей сестры… Вопросов много, а ответов – нет.

Образ Марфы Петровны смешон. Глубоко несчастная и порядочная, но и необразованная женщина сведена до властной надменной королевы, которая еще почему-то причастна к гибели какой-то Мари – их домработницы. Режиссёр вместо старой и раздражающей Марфы, которую не любит Свидригайлов, выбирает прекрасную и обаятельную актрису.

Платон Беседин в своем телеграмм-канале высказывается о таких сериалах, как «Преступление и наказание» от Владимира Мирзоева. Он говорит: «Все это, конечно, настораживает, но еще больше настораживает вообще то, что делают сегодня с русской классикой. В современном масскультном российском процессе, на мой взгляд, это просто зачастую паразитирование на действительно больших идеях, на русской классике, с целью просто заработать денег» [1]. Речь должна, думается, идти не только и не столько о деньгах. Русофоб-Мирзоев и ему подобные убивают, подменяют все главные смыслы великих произведений.

С новым сериалом ознакомился и депутат Брянской областной думы Михаил Иванов. Он раскритиковал проект из-за устаревшей лексики и большого количества насилия, которым упивается главный герой. «Где здесь те обстоятельства, которые довели Раскольникова до таких идей и помутнения рассудка? Сейчас кажется, что ему просто нужна кровь и хаос» [2], — заявил Иванов. По мнению депутата, переосмысление классики режиссёром привело к тому, что из картины пропали важные темы о самопожертвовании, прощении и сострадании. «Это не просто неудачная адаптация, а настоящее культурное преступление» [2], — резюмировал народный избранник.

Много ещё непонятных моментов есть в этих четырех сериях, включая немалое количество ляпов, которые можно заметить обычному любителю кино. Например, то, как Раскольников бежит с сумкой на плече, а в следующем кадре сумка уже непонятным образом испаряется. Но для полного представления данного сериала нужно дождаться остальных серий, которые, к слову, выйдут в конце ноября. Режиссура таким образом хотела прогреть зрителей и вызвать ещё больший интерес у сериала, но пока что плохие отзывы перевешивают хорошие, и оценка на сайте «Кинопоиска» составляет 5.8, что в принципе ожидаемо.

Если ненароком сравнить эту «интерпретацию», которая на данный момент оставляет от романа только имена, с сериалом Дмитрия Светозарова, то второй действительно передает всю глубину тех чувств и эмоций, которые описывал сам Достоевский на страницах книги, в нём есть та скрупулёзность, с которой подошла вся съёмочная группа к воссозданию атмосферы романа, и что не получилось у Мирзоева ни на процент.

Но что же насчет картины самого режиссёра, осуждающего СВО и ненавидящего Россию? Единственное, чего я боюсь, так это того, что современные школьники, не прочитавшие оригинал, будут воспринимать «Преступление и наказание» по данному фильму. А на остальные серии у меня нет надежды: нельзя спасти то, что с самого начала было испорчено и извращено-развращено.

Что же говорит сам режиссер об этом сериале? «“Преступление и наказание” – одна из самых любимых и важных для меня книг. Она дала ответы на многие проклятые вопросы, которые в отрочестве особенно мучительны. Тема романа – это стрела, пущенная автором в будущее, в двадцатый и, как оказалось, в двадцать первый век. На мой взгляд, именно психоанализ зла и метафизика зла делают Достоевского самым читаемым и насущным автором. И не только в России» [5]. Получается, вопреки своим же словам о том, что это «одна из важных для него книг», Мирзоев наоборот только порочит русскую классику.

Снимать такие сериалы – преступление. Экранизировать один из величайших трудов Федора Михайловича в таком стиле, где от произведения есть лишь имена, – это тоже преступление, и конечно же, наказания никакого эти люди не понесут, они ведь – авторы, они могут выражать свое убогое «творческое я» как хотят. Пусть выражают это «я» на материале иностранной литературы и не трогают русскую историю, наше культурное наследие. До каких пор такие русофобские «шедевры» будут появляться на киноплатформах нашей страны?

Использованные источники:

1) Беседин Платон // Telegram-канал. – 31.10.2024.

2) Бояршина А. Очень низкий рейтинг: почему сериал «Преступление и наказание» раскритиковали в Сети и чем он разозлил депутата // Секрет фирмы. – 05.11.2024.

3) «Ветераны России» потребовали проверить деятельность режиссера Мирзоева // РИА новости. – 11.09.2024.

4) Короткова Е. Режиссера сериала «Преступление и наказание» просят признать иноагентом // Газета.ru. – 11.09.2024.

5) «Тварь ли я дрожащая?». Что надо знать о сериале «Преступление и наказание» // Кинопоиск. – 04.11.2024.

*движение, признанное экстремистским и запрещённое в РФ

Публикация

1.0x