Авторский блог Александр Балтин 01:29 22 ноября 2025

Васильев и Корнилов

поэты необычайных одарённостей и судеб, размолотых трагически

Дружили по жизни, неистовствовали, бражничали, хмельно хулиганить могли: столь же размашисты и неистовы в стихах были…

Павел Васильев, играя цветностью мира, словно исследуя самые сущности цветов, существующих в спектре, живописал всё:

Еще ты вспоминаешь жаркий день,

Зарей малины крытый, шубой лисьей,

И на песке дорожном видишь тень

От дуг, от вил, от птичьих коромысел.

Еще остался легкий холодок,

Еще дымок витает над поляной,

Дубы и грозы валит август с ног,

И каждый куст в бараний крутит рог,

И под гармонь тоскует бабой пьяной.

Пряный, словно и хмельной стих, предельной густоты: пенится она, завораживая…

Более сквозные, с меньшим избытком, но – лирически-вибрирующие работали мускульно стихи Бориса Корнилова:

Без тоски, без грусти, без оглядки,

сокращая житие на треть,

я хотел бы на шестом десятке

от разрыва сердца умереть.

День бы синей изморозью капал,

небо бы тускнело вдалеке,

я бы, задыхаясь, падал на пол,

кровь ещё бежала бы в руке.

Лиризм Корнилова скорее воздушный, в то время, как у Васильева – плотный, вещный, раскатистый.

Каспийские валы Корнилова, качаясь, словно плескают в самое небо, будто обыденной жизни мало: скудна она, шибко ограничена:

За кормою вода густая —
солона она, зелена,
неожиданно вырастая,
на дыбы поднялась она,
и, качаясь, идут валы
от Баку до Махачкалы.

Мы теперь не поём, не спорим,
мы водою увлечены —
ходят волны Каспийским морем
небывалой величины.

В пределах земного вовсе не тесно Васильеву, он любуется – всем-всем:

Змеи щурят глаза на песке перегретом,

Тополя опадают. Но в травах густых

Тяжело поднимаются жарким рассветом

Перезревшие солнца обветренных тыкв.

В них накопленной силы таится обуза -

Плодородьем добротным покой нагружен,

И изранено спелое сердце арбуза

Беспощадным и острым казацким ножом.

И в стихах – словно гулы плодородья, и сердце арбуза, будто красное вдвойне, хрустит не страшной смертью под упомянутым ножом…

Точные портреты, необыкновенно фокусируясь на деталях, используя их, красноречивые, даёт Васильев:

Лукавоглаз, широкорот, тяжел,

Кося от страха, весь в лучах отваги,

Он в комнату и в круг сердец вошел

И сел средь нас, оглядывая пол,

Держа под мышкой пестрые бумаги.

Тогда, как Корнилов, плотно принимая творящуюся вокруг новь, больше на счёт масс, человеческих множеств, здесь «нас» логичнее, нежели «я»:

Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Весёлому пенью гудка?

Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня.

Прохлада ощущается, песня, некогда известная всей стране, и сегодня будит в душе бодрое нечто, юношеское…

Васильев алхимически совмещал плотность и полётность стиха, свободное дыхание речи пульсировало; у Корнилова природная лёгкость заставляла пронизывать собой любую тяжесть, забубённость одиночества, когда конь становится ближе людей.

Они дружили – поэты необычайных одарённостей и судеб, размолотых трагически; они дружили, создавая совершенно непохожие стихи, и вращение оных, работа в сердцах идущих в неизвестность поколений продолжается – пусть для не столь уж многих представителей поколений оных.

1.0x