Не всякий образ цели и не всякое стремление к чему‑ то можно называть мечтой. И не всякое желание пробуждено мечтой. Мечта — это нечто возвышенное, позитивное, не содержащее в себе нанесения вреда кому‑то или чему‑то. Злыми могут быть дела, мечта злой быть не может
Мечта не основана на голом прагматизме, мечта — это не проект. В то же время пробуждённая мечта может привести к проекту. Важно и то, что проект — вполне прагматический — может зародить и пробудить мечты.
Люди всегда мечтали летать, как птицы, но вот удалось построить первые самолёты — и они стали мечтой многих, тысячи захотели стать лётчиками и конструкторами. Мечты стали планами, жизненными целями. Государство, увидев в авиации перспективы собственного развития — экономики, военной мощи, престижа, — поддерживало не только развитие отрасли, но и мечты. О лётчиках слагали песни, снимали фильмы, за лётчиков хотели выйти замуж, лётчики были героями, на них старались быть похожими. Лётчиков награждали — и народной любовью, и орденами, и материальными благами.
Авиационная отрасль развилась, в неё были вовлечены тысячи людей — талантливых, увлечённых. Конструкторы разрабатывали всё новые и новые модели самолётов, достигали рекордных скоростей, высот, размеров, дальности. Авиация родилась как воплощённая мечта и сама стала генератором мечтаний нескольких поколений.
Советский проект опирался на мечту как на важный инструмент и ресурс социального строительства. Не только авиация становилась мечтой. Дети хотели быть героями — моряками, танкистами, пограничниками… Потом — физиками, инженерами-конструкторами, учёными, изобретателями, совершать открытия, приносящие людям добро и счастье. Мечты вплетались в ткань образа общего счастливого будущего, которое строится нами самими, причём сейчас, сегодня. Личные мечты находились в гармонии с мечтами общими. Мечталось легко и открыто! Личность не противостояла обществу, а с ним вместе достигала и личных, и общественных целей. Герой не тот, кто выигрывал конкурентную борьбу, а тот, кто успешно реализовывал свои таланты, опираясь и на своё упорство, и на поддержку общества. Содержанием жизни стремились сделать не борьбу друг с другом, а сотрудничество: «Мой труд вливается в труд моей республики».
Паралич мечты
Но к власти пришли другие люди. Они считали себя прагматиками и реалистами. Им не были нужны мечты. У них были собственные цели, а образ будущего сведён к двум параметрам — власти и деньгам. Народные мечты назвали утопиями, а людей столкнули в корыто первичных потребностей. Всякая деятельность, не приносящая прибыли, была объявлена глупостью, деньги стали мерилом и эквивалентом ума, таланта, успеха, влияния. Стало утверждаться, что удовлетворению потребностей должна служить выхолощенная экономика, из которой удалены нравственные ориентиры и идеалы, то есть она перестала восприниматься как часть социальной философии.
Олег Бакланов, министр общего машиностроения СССР, глава ракетно-космической отрасли, вспоминает: «Но “Энергию”–“Буран” убили! Я был председателем его приёмной комиссии, поэтому знаю, что говорю. А ведь благодаря “Энергии”–“Бурану” уже маячил полёт на Марс. Об этом мало кто знает, но планы были. Мы же создали новую размерность! Нынешние космические аппараты имеют внутренний диаметр не более трёх метров. Год летать в космосе в таких условиях — с ума можно сойти. А “Энергия”–“Буран” внутри был больше 50 метров! На базе технологий новой размерности мог быть создан космический корабль для выхода на опорную орбиту в 200–300 километров. Там можно было монтировать из этих модулей космический поезд с запасами воды, пищи и так далее. А уже оттуда стартовать на Марс. Ведь только туда лететь год, а потом ещё и год обратно. Человечество рано или поздно к этому придёт. Кроме того, для “Энергии”–“Бурана” был создан 740‑тонный двигатель. Он позволял выводить на опорную орбиту 105 тонн. А сегодняшняя челомеевская ракета выводит максимум 22 тонны. Это потом из этих 22‑тонных модулей мы наращиваем станцию в космосе под 200 тонн. Понимаете? Кстати, планировалось форсирование двигателей “Энергии”–“Бурана”, после которого мы могли бы выносить на орбиту 180 тонн. Представляете, какой бы это был рывок в космос?»
Но процесс убиения мечты уже был запущен. Её уничтожают повсюду, где бы она ни проявилась. Мечтателей описывают как полуидиотов, бесплодных романтиков. Мальчишки не мечтают стать лётчиками и авиаконструкторами, в том числе и потому, что убита отрасль: мечта утихает, если у неё нет перспективы реализоваться. Перекройте пути реализации мечты, и она скукожится, замёрзнет и постепенно отомрёт. Мародёры, захватившие в стране власть, убили авиастроение — это их подлый разум отнял у нас стальные руки-крылья, а вместо сердца вставил калькулятор курса доллара. И погрузил общество в транс дурмана личной свободы, выдав это состояние тупоумия за счастье…
Глядя на происходящее, Борис Черток — выдающийся учёный-конструктор, один из ближайших соратников Королёва, — в одном из последних своих интервью в 2011 году сказал: «Досадно, что огромные средства, которые могли быть потрачены на космонавтику для решения очень важных и народнохозяйственных, и оборонных задач, уходят в другую сторону, например, на дорогие яхты, стоимость каждой из которых — это десятки хороших космических аппаратов, например, для решения задач дистанционного зондирования Земли. У нас существует резко бросающийся в глаза разрыв между классом или группой очень богатых людей и окружающих их прислужников и людей очень бедных. Разрыв больший, чем в “классических” капиталистических странах. Это очень досадно! Это проблемы социальной системы, которая установилась в стране».
Да уж: социальная система, порождённая алчностью, — это не то, чем может гордиться наша страна… Взгляд мародёра на захваченную страну — это взгляд гиены, ждущей падали и готовой добить слабеющего. Ликвидация Министерства среднего машиностроения, курировавшего космическую отрасль, была одним из звеньев стратегии уничтожения и ослабления страны, превращения высших достижений человеческого ума во вторсырье, которое можно продать. Судьба космической отрасли складывалась из бездарных действий, воровства, отказа от собственной стратегии и примитивизации желаний… И лишь опасность утраты оборонного потенциала, который нужен для охраны награбленного от других алчных гиен, вынуждала что‑то продолжать делать. Мечте тут не стало места. Ход истории нашей страны и народа угодил в потенциальную яму…
Мечта и ход истории
Космические события — возникновение и расширение Вселенной, рождение и угасание звёзд, жизнь тёмной материи и чёрных дыр, движение планет — всё это подчинено каким‑то своим причинно-следственным связям и закономерностям. Некоторые из них нам удалось установить, что‑то ещё предстоит узнать.
Жизнь людей — возникновение человека, племён, народов, государств, их взаимодействие между собой — тоже выглядит как движение из прошлого в будущее, подчинённое своим причинам, источникам изменений. Мы по‑разному пытаемся объяснить ход истории, её смысл и цель. Иногда нам удаётся увидеть и описать закономерности общественного развития, действующие на отдельных отрезках истории. Время от времени люди провозглашают, что им удалось понять и сформулировать общие законы движения истории, но проходит время — и законы приходится уточнять, а то и отказываться от них, вводя ограничения на место и время, в котором они могут быть применены.
Никому не удалось доказать, что у хода истории есть конечная цель и установить её. Но наше психическое устройство таково, что с этой пустотой и бессмысленностью мы не согласны примириться. И тогда мы постулируем, что у вселенского хода вещей есть и цель, и смысл! У него есть и причина, и субъект! Мы облекаем эти представления в мифологические и религиозные формы, мы обретаем Бога, ему вручаем наше незнание, на него возлагаем ответственность и предельный смысл существования и движения всего. Иногда, не желая ограничивать себя вероучительными доктринами, мы говорим о Мировом Разуме, наделяя этим свойством Вселенную как таковую (теизм) либо субъекта — Творца, — ее создавшего и ею управляющего (деизм). Есть и другие постулаты: у вселенского хода вещей нет цели и смысла, всё происходит вследствие сложных взаимодействий различных форм материи, которая на определённом этапе усложнения собственных форм обрела способность мыслить и ограниченную, но субъектность: способность ставить собственные цели и достигать их.
Говоря о мечте, мы — независимо от того, какого из постулатов мы придерживаемся, — должны осознавать, что наши мечты и вызванные ими действия могут совпадать с тем ходом вещей, на который мы влиять не можем, но могут вступить с ним и в противоречие. И тогда мечты не сбудутся… Материалисты говорят: ход истории подчинён материальным факторам. Религиозные люди считают, что всё промыслительно: мы не знаем замысел Творца, но он есть, и мы Ему доверяем — да будет воля Твоя!
Хороша или плоха — с точки зрения хода истории — мечта о полётах в космос? Ответить на этот вопрос мы можем, руководствуясь теми представлениями о мироустройстве, о добре и зле, которые у нас имеются, — в форме религиознофилософских и научных доктрин, исходя из социально-психологического состояния общества. Проживая собственную историю, совершая действия и делая выводы из полученных результатов, мы формируем представления о должном и желанном, о движении в пространстве истории.
Считая, что у Природы есть свои цели в отношении человека, его развития, мы вправе предположить, что одной из целей эволюции является рост сознания человека, его способность ощущать себя гармоничной, «доброй» частью мироздания: человек человеку друг товарищ и брат — такова одна из сторон, одно из свойств следующего этапа существования человечества. Гармония с природой и ощущение «единства всего» — другая сторона. Радость бытия — царство Божие на земле — вот формула цели, которую мы готовы считать не противоречащей целям хода истории.
Ход истории будет на нашей стороне, если, мечтая о космосе, мы будем мечтать о росте нашего сознания, о совершенствовании человеческих отношений. Природа не поддержит алчное пожирание человеком собственной среды обитания, засорение сознания злобой и ненавистью. Природа будет на стороне той части «мыслящей материи», которая устремится к развитию, к идеалам добра, к высшим формам самореализации человека, действующего в гармонии со всей Вселенной.
Человечество осуществляет своё историческое движение в форме проектов. А значит, и в форме мечты.
Мечта на распутье
Всегда, во все времена действует присущий нам инстинкт исследования — один из базовых инстинктов человека. Человек изначально по своей природе стремится исследовать, понять всё, что ощущает и осознаёт. И далеко не всегда при этом руководствуется практическими целями: разум действует «с запасом», наблюдаемые предметы и явления исследуются «просто так», из любопытства, а практическое применение знаниям приходит потом.
Братья Райт строили самолёт не потому, что не знали, как иначе добраться из пункта А в пункт Б. Они хотели летать! Столетиями, тысячелетиями мечта о полётах жила в людях. О способности летать слагали мифы и легенды — придумывали сказки, но параллельно с этим пытались и взлететь. Шаг за шагом стремились свою мечту воплотить — и наконец это удалось! Чтобы мечта смогла стать явью, понадобилось совершить множество открытий, создать прежде небывалые устройства, материалы, соединить всё вместе — сперва в проекте, а потом и в действующей модели. Так живёт и мечта о космосе, о путешествиях к другим планетам и звёздам. Проект полёта к другим планетам — локомотив развития многих технологий.
У полёта в космос, разумеется, совсем иная — качественно иная — степень сложности. Если для полета воздушного шара братьев Монгольфье или самолёта братьев Райт достаточными оказались усилия отдельных лиц или небольших групп энтузиастов, то для запуска ракеты в космос необходима такая мобилизация ресурсов, которая под силу только государствам, да и то лишь государствам с уникальными возможностями. Такими в ХХ веке оказались Третий рейх, США и СССР. Ни одна другая страна в мире не могла и дерзать о создании ракеты, способной выйти в космическое пространство.
Сколь велика была роль мечты в этих странах, в их проектах?
Думаю, что во всех трёх случаях мечты имели место и были важны. Но мечты бывают разными. Есть мечта «избавления от» и мечта «достижения чего‑то» — это два типа умонастроений, рождающих разные смыслы и способы действий. Да и «достижение чего‑то» может вести как ко злу, так и к добру: к власти избранных над миром или к общенародному счастью. Скажем, для иудеев важен архетип «избавления от» — Исход. Он жив до сих пор, эта психологическая матрица лежит в основе и стратегии поведения и отражения многих текущих событий. На русской почве этот архетип, пройдя через образ Царствия Небесного, рождает парадигму обретения и даже построения Царствия Божьего на земле. Но это уже другая тропа после развилки, это уже мечта не «избавления от», а «достижения»
Космическая мечта существует и в том, и в другом варианте: избавления и достижения. Желание улететь на другие планеты, чтобы зажить новой жизнью, может иметь разные подоплёки: улететь от проблем или улететь к счастью… «На Земле плохо, а там хорошо» — одна парадигма. «Осваиваем космос для того, чтобы жизнь на Земле стала лучше» — другая.
Рядом с этим есть и не мечта, а коммерческая мотивация: на запусках ракет мы зарабатываем. Коммерция — это во многом психология: чтобы заказы на запуски не снижались, надо поддерживать спрос. Если заказчик — военное ведомство, то нарастание внешних угроз будет поддерживать спрос. Если решение о финансировании принимают политически (идеологически) ориентированные распорядители бюджетов, то это тоже можно учесть и подпитывать разного рода мифы, по форме очень напоминающие мечты… Коммерческая мотивация может удовлетвориться и самим процессом, не угасая от того, что цели не всегда достигаются, поскольку доходы есть и от процесса текущего финансирования проекта. Если такая ситуация складывается, возникают и коррупционные схемы
Как бы то ни было, но поддержка со стороны государства, его мощь и возможности — один из важнейших ресурсов, без которых полёты в космос не были бы возможны. Политическим силам, стоящим у руля государства, необходимо оперировать идеологическими рычагами, среди которых религии, идеологии, мифы и нечто, называемое менталитетом народа. Во всех этих рычагах живут мечты — образы идеальных, желанных целей. Запустить их, «включить» — важная задача.
Илон Маск
Были ли мечты Илона Маска «космическими»? В смысле — мечтал ли он о космосе? Видимо, нет, не были. В ином смысле — желании заработать «космически» много денег — были. Рассказывая о своих первых шагах в бизнесе, Маск говорил: «Я даже и не думал, что буду причастен к космическим программам или к чему‑то подобному. Даже не рассматривал эти вещи как основной род своей деятельности». В годы учёбы по специальности «прикладная физика» его интересовали полезные, пользующиеся спросом интернет-приложения. Свой первый «выход в космос» — если иметь в виду первые заработанные миллионы долларов — он совершил, успешно разработав и продав информационную сеть, служившую городским онлайн-путеводителем. За этим последовало ещё несколько удачных бизнес-проектов, включая создание платёжной системы PayPal. Когда он стал успешным и опытным бизнесменом, возник проект предприятия, которое изготовляет космическую технику, — SpaceX. Талантливый, квалифицированный, увлечённый и удачливый Илон Маск смог создать беспрецедентное по своему успеху частное предприятие в той сфере, где господствуют государственные и военные заказчики. Есть за что уважать Илона Маска и есть чем восхищаться, но не следует представлять себе его как романтика, увлекшегося полётами в космос и добившегося успеха благодаря именно этой мечте. Его космические мечты и воодушевляющие заявления о грядущем освоении космоса есть сумма мотиваций, возникающих в ходе успешного проекта, который хочется развить и расширить. Но это мотивации бизнесмена — яркого, талантливого, азартного, но и расчётливого, умело оценивающего возможности и вовремя включающего все бизнесмеханизмы, в том числе и такие, как формирование общественного мнения.
С горечью приходится констатировать, что у нас сейчас не нашлось ни такого лидера-одиночки, ни такой команды в системе управления космической отраслью, которая смогла бы пробудить дремлющие потенциалы российской космонавтики.
Мечта о космосе — это мечта о преображённой земле
Быть в гармонии с Природой, с её самопреобразованием и движением вперёд не означает выбора удобной для себя страны или планеты, где «мне будет хорошо». Природе нужен человек, действующий в русле её собственных устремлений. Человек же наделён даром социального проектирования, и его долг — придумывать и строить новые общественные формы, наполнять бытие смыслами, открывающимися ему по мере роста сознания. Всё, что тормозит это движение, — зачахнет, будет отброшено Природой и Историей. Фукуяма, провозгласивший «конец истории», предрёк остановку развития вовсе не России, как многие говорили у нас, а Америки: ей он приписал достижение терминальной социальной формы. Но американцы — народ социального проектирования. Дремавшие в его корнях и ветвях почки, точки роста пробуждаются, разрушение старого и поиск нового начался. К чему это приведёт — неизвестно, но оживление социального организма налицо, в американцах ещё бродят дрожжи, ещё не закончилась американская история. Народ ищет новые формы и пути… И космические фантазии, получившие блистательное развитие в американской литературе, ещё проявят себя: американская космическая фантастика всегда была полигоном социального проектирования.
Есть такие надежды и у нас, в России. Мы тоже — народ социального проектирования и экспериментирования. Пожалуй, мы — лучшие в этом искусстве. И мы не забыли свой собственный опыт «запуска» мечты, опыт создания образа страны будущего, в которой всем живётся хорошо, которая является передовой и по уровню жизни, и по технологиям, которая летает на другие планеты, создаёт исследовательские и промышленные центры на Луне, которая является лидером и примером для других стран, — этот образ позволит космической мечте не только возродиться, но и стать двигателем развития. Кроме того, у нас есть ресурс, которого у других или нет вовсе, или его маловато: мы всегда думали о позитивном человеке будущего. Каким он будет, каким должен быть? Какими будут взаимоотношения людей? Именно это и определит содержание образа будущего.
Надо ли для этого летать в космос? Что дают эти полёты? Они дают многое. Появление нового человека в чём‑то подобно выращиванию растения с новыми, улучшенными качествами. Мы прививаем человеку — людям — умение мечтать. Обществу будущего нужны мечтатели. Есть более очевидные, прагматические задачи. Большой космический проект станет мощнейшим стимулом развития и испытательным полигоном. Он объединит людей, научит работать сообща на большую общую цель. Скажем, полёт на Луну или на Марс может стать таким проектом. Для его реализации понадобится объединить усилия многих и многих предприятий, лабораторий, людей. Наладить координацию, отработать приёмы и методы проектирования и управления. Они были в какой‑то (значительной!) мере уже осуществлены предшествующими поколениями, надо это возродить и поднять на современный уровень. Тем самым полёт на Марс или на Луну станет мечтой, направленной в космос, но обращённой к Земле.
Для возрождения мечты нужны вдохновенные слова и мысли писателей и поэтов, учёных и конструкторов — всех тех, кто способен создавать образы позитивного будущего, опирающиеся на образы позитивного прошлого. Нужны политики, способные увидеть политический потенциал мечты как инструмент преобразования общества, его социально-экономического устройства. Нужна поддержка народа, охваченного общей мечтой, — мечтой, наполняющей сердце радостью и украшающей лица улыбками и горящими взорами.
Первые шаги сделаны. Не будем же останавливаться и продолжим движение мечте навстречу!
Публикация: Изборский клуб №1-2(87-88)