21 июня 2013

ФЕСТИВАЛЬ

ФЕСТИВАЛЬ - массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады.
Большая Советская Энциклопедия

Церемония открытия 35-го Московского международного кинофестиваля началась в четверг вечером в столичном театре "Россия" (бывший кинотеатр "Пушкинский").

По красной ковровой дорожке, ведущей от фонтана на Пушкинской площади к театру "Россия", прошлись режиссеры Геннадий Полока, Владимир Наумов с женой, актрисой Натальей Белохвостиковой, Владимир Хотиненко, Александр Стриженов с женой, актрисой Екатериной Стриженовой, Егор Кончаловский, Ираклий Квирикадзе, Александр Атанесян, Дмитрий Мамулия, Павел Лунгин, Джаник Файзиев, Резо Гигинеишвили с женой, актрисой Надеждой Михалковой, актеры Александр Олешко, Ольга Кабо, Елена Захарова, Марат Башаров, Ирина Мирошниченко, Дарья Екамасова, Ольга Будина, Константин Крюков, Евгений Стычкин, Ольга Сутулова, Анна Чиповская, Мария Голубкина, Оксана Акиньшина, Артем Михалков, Светлана Ходченкова, глава Театра Эстрады Геннадий Хазанов с дочерью, актрисой Алисой Хазановой, телеведущие Леонид Якубович, Эвелина Хромченко, Александр Пушков, Марианна Максимовская, Виктор Васильев с женой, актрисой Анной Снаткиной, Владимир Познер, главный редактор телеканала "Культура" Сергей Шумаков, совладелец студии "Главкино" Илья Бачурин с актрисой Равшаной Курковой, писатель Аркадий Инин, бизнесмен Михаил Куснирович, певцы Николай Расторгуев, Алексей Воробьев, актриса, депутат Госдумы Мария Кожевникова, дизайнер Кира Пластинина, уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, глава Фонда кино Антон Малышев, советник по культуре президента РФ Владимир Толстой, министр культуры РФ Владимир Мединский, члены жюри и некоторые из участников фестиваля.

Возле входа в театр гостей встречал президент ММКФ, режиссер Никита Михалков вместе со своей женой Татьяной.

Главной звездой красной дорожки стал голливудский актер Брэд Питт, впервые приехавший в Москву, чтобы представить фильм открытия фестиваля - триллер "Война миров Z" (World War Z) Марка Форстера. Он произвел фурор своим появлением на красной дорожке 35-го Московского международного кинофестиваля: многочисленные поклонники, знавшие о приезде голливудской знаменитости, пришли, чтобы получить автографы и сфотографироваться с кумиром.

Голливудский актер в черном костюме и темных очках раздал автографы всем желающим и фотографировался со своими фанатами, тем самым задержав открытие фестиваля на целый час. Голливудский актер заставил ждать в том числе и президента ММКФ Никиту Михалкова.

К мэтру отечественного кино Питт подошел после общения с поклонниками и журналистами. Он поприветствовал Михалкова и вошел в зал под скандирование толпы: "Брэд Питт!"

***

Приветствие участникам и гостям ММКФ направил президент России Владимир Путин, сам находящийся сейчас на другом важном международном мероприятии - Петербургском экономическом форуме. "Вновь Москва превращается в кинематографическую столицу мира", - говорится в тексте обращения, доступном на сайте Кремля.

***

Зрители кинофестиваля за 10 дней увидят 364 фильма в рамках 29 программ.

Кому достанется статуэтка "Святой Георгий" - главный приз ММКФ - решит жюри основного конкурса, которое возглавляет иранский режиссер Мохсен Махмальбаф. В жюри вошли режиссер Урсула Майер (Германия), президент Пусанского международного кинофестиваля в Корее Дон-Хо Ким, актеры Сергей Гармаш (Россия) и Зураб Кипшидзе (Грузия).

Приз ММКФ "За вклад в мировой кинематограф" на открытии получил французский кинорежиссер греческого происхождения Коста-Гаврас, гость фестиваля. Приз вручил кинорежиссер, президент Российской киноакадемии Владимир Наумов.

Экспертные оценки

ММКФ – это действительно национальная гордость. Это возможность показать международную продукцию самого свежего плана. Да, небольшому кругу российских зрителей, но тем не менее…

Это четвёртый фестиваль в мире после Каннского, Венецианского и Берлинского. С последним в какой-то мере Московский фестиваль даже пытается конкурировать, В этом смысле у нас серьёзные позиции. На ММКФ всегда происходят определённые контакты, связанные с большими проектами.
Это важное явление, и благо что оно сохранилось. Потому что фестиваль класса «А» - один из признаков великой страны.

И качество у фестиваля высокое. Здесь работают очень серьёзные отборщики. Пожалуй, есть проблема в некоторой потере интереса со стороны публики. Не знаю, в чём дело – возможно, это общемировое явление. Но всё остальное, несомненно – на уровне.

России необходим большой государственный кинофестиваль. Каким он может и должен быть зависит от политического курса страны, в том числе, и от внешней политик, и от культурной стратегии. Определённость с этими вопросами делает лицо фестиваля.

Люди получают отдушину в виде большого кино как прививку от мультиплекса с попкорном. И восприятие там кино сродни попкорну: «Как фильмец». – «Ничё».
А настоящий фильм – это всегда шок, это встреча с чем-то новым. ММКФ это чаемое новое предоставляет. И это очень важно и здорово. Может быть, это главное ежегодное культурное событие Москвы. Во всяком случае, для кинокритика - точно.

Чем хорош Московский кинофестиваль – огромное разнообразие программ, их почти тридцать. В каждой программе есть два-три фильма, которые невозможно пропустить.
Сильной стороной конкурса в этом году является председатель жюри – иранец Мохсен Махмальбаф. Может быть, такого сильного режиссёра никогда во главе жюри ещё не было. Можно рассчитывать на некоторую очевидную объективность оценки. Ещё радует – наличие трёх российских картин в основном конкурсе.

Правильно и то, что в этом году нет конкурса «Перспективы», самого слабого на фестивалях последних лет. Зато есть конкурс довольно интересных короткометражек.
Есть фестивали режиссёрские, как Канны, например. Есть фестивали зрительские. ММКФ хочет развиваться в обе стороны, вширь. Это вполне нам соответствует.

Говорить, что ММКФ определяет некоторые тенденции в кинематографе, что делают Канны, Венеция, Голливуд пока ещё, к сожалению, рано. Но если мы возьмём победителей последних лет – список будет довольно неожиданный. Не так давно приз получил авангардный и одновременно народный фильм Сергея Лобана. Если эта тенденция - яркое авторское кино, которое идёт к широким массам – будет продолжена, это может стать «фишкой» фестиваля. Россия, экспериментально отодвигая Голливуд, манифестирует свою программу грёз – это было бы здорово. Пока этому мешает узость ниш - тоже определение «авторское кино» уже навязло в зубах. Но это общемировая проблема.
Кино очень сильно трансформируется, и мы, благодаря ММКФ, можем быть свидетелями неожиданных перемен, которые касаются всех.

Кинофестиваль уровня Московского Международного - это возможность посмотреть фильмы о существовании которых, мы бы в сегодняшнем вале информации, могли и не узнать. Вспоминается роскошный болгарский нуар «Дзифт», пять лет назад получивший «Серебряного Георгия». Ульриха Зайдля большинство зрителей оценило на ММКФ, хотя это крупный режиссёр. Зайдля два раза исключали из австрийской киноакадемии, что, несомненно, говорит о качестве его работ.

К сожалению, хватает и несуразицы. Так в программе «ГалаПремьера» заявлено гипертрофированное количество отечественных фильмов, что никак не повышает уровень фестиваля. Как заявил Кирилл Разлогов – это произошло потому, что многие продюсеры хотят представить свой фильм именно на ММКФ, а не в рамках того же «Кинотавра». Продюсеров-то я понимаю – им хочется на фестиваль класса «А». Но не могу понять отборщиков – мало ли, кто и что хочет продвинуть.

При всём заявленном разнообразии хватает и политкорректной дряни, особенно, в программе документального кино. Когда человек видит такой объём отстоя, он может программу просто проигнорировать и упустить достойные, высококачественные картины.

Несколько обламывает и общая неразбериха. Зачастую журналисты не могут попасть на мероприятия из-за того, что организаторы из разных групп по аккредитации, информационному обеспечению не могут между собой разобраться.
Фильм-открытие «Война миров Z» журналистов отправили смотреть в маленький 7-й зал «Октября». И так в залы набивается народу, что не продохнёшь. Но на фильм-открытие, по определению, ажиотаж выше. Желающих было раз в пять больше, чем мест в зале. Не исключаю, что организаторы ненавидят журналистов, мы сами их не любим, но всё же не стоило так...

1.0x