2 февраля 2015

ТОРГОВЛЯ

Магазины хотят штрафовать за завышение цен
Фото: ссылка
ТОРГОВЛЯ - вообще всякий обмен материальных благ с целью получить выгоду; в частности - обмен товаров в виде промысла
Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона

В Госдуме намерены разработать поправки в Кодекс административных правонарушений (КоАП), которые позволят наказывать продавцов за наценку свыше 20%, передаёт «Известия».

Как рассказал член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Потапов, особое внимание уделят социально значимым продуктам, таким как чай, сахар, яйца, гречка и т.д. За попытку извлечь большую прибыль продавцов предложат штрафовать на сумму от 100 тыс. до 1 млн рублей.

«Сейчас сложно сформулировать, каким должен быть штраф, но это сотни тысяч рублей. Мы должны вводить жесткие меры, ведь время непростое», — добавил Потапов.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский подтвердил планы по введению штрафов.

«Нужно четко сформулировать, что такое обоснованная цена, ведь сети не упустят возможности обойти закон и получить свой «бонус». И в целом нужно обсудить эту идею», — подчеркнул он.

С августа россияне жаловались в ФАС на рост цен более 5,5 тыс. раз.

Согласно обнародованным на минувшей неделе результатам проверки прокуратура зафиксировала случаи неоправданного повышения цен на лекарства и продукты питания до 400%.

Экспертные оценки

Насколько я могу судить, ограничение торговых наценок – схема, как говорится, назревшая и перезревшая. То, что торговые заведения получают значительно большую прибыль, чем производители – давно известно и никем уже не скрывается. Более того, накладные расходы производителей настолько больше расходов торговцев, и риск невостребованности при производстве чего-то нового настолько выше риска при закупке партии неходового товара, что торговцы не могут объяснить величину своих наценок ссылками на этот риск. По всему получается, что сокращение торговой наценки, в конечном счёте, может способствовать перераспределению средств в пользу производителей, а значит увеличению эффективности и разнообразию производства, что, несомненно, выгодней для общества в целом.

Поэтому я, конечно, очень рад такому предложению. Но боюсь, что его довольно трудно осуществить, потому что в торговле значительно легче, чем в производстве создать цепочку посредников, у каждого из которых наценка вроде бы мала, а суммарно она получается непомерной. Поэтому если вводить такую меру, то надо ориентироваться не на наценку непосредственно у розничного продавца, а ориентироваться на ценность непосредственных производителей и уже от них отсчитывать наценку. То есть суммарная наценка всей цепочки от завода до конечного потребителя должна быть ограничена. Только тогда эта поправка может работать эффективно. Но если будет сделано именно так, то, на мой взгляд, эта мера будет полезна для хозяйства в целом, пожалуй, и для самих продавцов. Ибо заставит их совершенствовать свою деятельность, а не зарабатывать одним давлением на производителей, чтобы тот отдавал им свою продукцию по дешёвке.

Регулирование ценообразования – абсолютно законный и широко распространённый в развитых капиталистических государствах способ управления социальной жизнью и экономикой в стране. Необходимо максимально вытеснять посредников из процесса торговли, не допускать монополии и произвола торговых сетей – это принципиально правильные меры. Можно спорить о количестве процентов, это требует специального исследования, но само по себе направление и примерный размер максимально допустимой наценки, выглядят достоверно.

При этом вопрос всё-таки должен ставиться в целом о системе торговли, потому что нынешний закон «О торговле» фактически ничего не регулирует. Требуется пересмотр закона, потому что в ситуации, когда у нас реальный сектор подавляют именно торговые сети не только социальной стабильности, но элементарного импортозамещения не построишь.

Приходит время промышленной политики. Промышленность должна иметь абсолютный приоритет для экономики государства. Торговые сети, торговля должна быть в подчинении, также как и банки. Соотношение промышленности, торговли и банков – это центральный вопрос создания новой модели экономики, без которой ситуация в стране будет только ухудшаться.

Любые меры, которые делают более жёстким регулирование ценообразования на рынке, не являются панацеей, потому что рынок – это живой организм. Поэтому если есть высокий спрос на определённые категории товаров и услуг, то предложение имеет право быть разным. Оно может быть дешёвым, дорогим, каким угодно.

Такое регламентирование цены тянет за собой регламентирование, в том числе, и закупочных цен, а вот с этим уже сложно справляться. Если регламентировать цену условно в конце цепочки – на этапе продажи покупателю, значит, нужно регламентировать цену в начале цепочки – на этапах производства, закупки, а мне это представляется достаточно сложно реализуемой задачей.

1.0x