Работая над предыдущей статьей о закрытии роддомов уже не только в поселках, но и в городах уровня районного центра, я подумал, что проблему могла бы хотя бы частично решить оперативная доставка рожениц или больных в крупные города.
Проблема в том, что «скорую помощь» в 2010-е годы на местах «добили» вместе с «оптимизацией» больниц. Теперь работающие «скорые» в достаточном количестве есть даже не во всяком районном центре, а в поселках придется ждать больше часа, да и машина скорее всего приедет старая и раздолбанная, что для рожениц или тяжелых больных просто противопоказано. Информацию из разных регионов о состоянии со «скорой» я собрал в одной из глав статьи «Как спасти 15 миллионов «лишних человек» в малых городах России», опубликованной 24 января 2023 года на сайте «Завтра». Ещё несколько приведено в статье из газеты «Правда» от 28 мая 2025 года, описывающей ситуацию в Ростовской области: «В январе депутаты-коммунисты встречались с представителями общественных рабочих групп по здравоохранению Белой Калитвы, Каменска-Шахтинского, Морозовска и станицы Тацинской. На встрече поднимался среди прочих вопрос оказания скорой медпомощи. В Белокалитвенском районе, где некоторые населённые пункты удалены от центра на пятьдесят и более километров, «неотложка» добирается к пациентам не менее часа. «К сожалению, известны случаи, когда карета «скорой» не успевала доехать до пациента», – звучало на встрече».
Сильно поправило бы ситуацию, если бы в каждой семье России был личный автомобиль и можно было бы по хорошей дороге комфортно и быстро довезти беременную жену или больного родственника до больницы (а не давиться в забитой электричке, как происходит сейчас). Но до этого, несмотря на очень хорошие продажи легковых автомобилей в 2023 году (впервые вернувшиеся к уровню 2013 года), еще очень далеко. При этом, в том же 2023 году в федеральной прессе появлялись статьи с оптимистичными заголовками «Второй автомобиль в семье становится нормой». Но так ли это на самом деле?

двойной клик - редактировать изображение
Что ж, почитаем подробнее эти статьи, и поразимся несоответствию заголовку содержанию. Речь идет про итоги телефонного опроса ВЦИОМ, проведенного 18 февраля 2023 года, в котором 1600 гражданам в разных регионах задавался вопрос «Скажите, пожалуйста, в Вашей семье есть автомобиль или нет?» 37% опрошенных ответили «Нет», 46% «Да, есть один автомобиль» и 17% «Да, есть больше одного автомобиля». Как видим из этого опроса, более чем у трети российских семей вообще нет своих автомобилей, а больше одного есть лишь у каждой седьмой, так что «второй автомобиль в семье становится нормой» разве что в крупном городе, да и то не у всех.
Вот в США, действительно, второй автомобиль в семье – норма (не всегда от хорошей жизни, просто во многих городах начиная с 1960-х годов вся инфраструктура доступна только при условии наличия личного автомобиля). По данным Бюро переписей Соединенных Штатов, в 2022 году 91,7% домохозяйств (households, там используется именно такая терминология) владели хотя бы одним транспортным средством, при этом 59,1% домохозяйств имели два и более.

двойной клик - редактировать изображение
Тут, правда, стоит уточнить терминологию, потому что в оригинале в американских публикациях стоит vehicles (что означает просто транспортное средство), и статистику. Исходные данные дает Федеральная администрация федеральных трасс США (The Federal Highway Administration, FHWA), подчиненная Министерству транспорта США. Это федеральное агентство среди прочего ведёт учёт зарегистрированных транспортных средств и регулярно их публикует, разбивая сначала по категориям – автомобили (automobiles), автобусы (buses), грузовики (trucks) и мотоциклы (motorcycles), а затем по владению – частные и коммерческие (private and commercial) и общественные (publicly owned). Обычно американские медиа указывают со ссылкой на FHWA цифру 278,78 млн частных и коммерческих автомобилей, зарегистрированных в 2022 году, но в отчёте за тот год на сайте агентства она немного меньше – 277,64 млн. (впрочем, под отчётом указано, что «многие штаты не предоставили данные о государственной регистрации транспортных средств», так что большая цифра может быть просто уточненной).
Так вот, из таблицы на сайте FHWA мы видим, что в итоговую цифру входит и 9,15 млн мотоциклов, а также указано, что в число частных и коммерческих автомобилей входят и такси. Опять же, среди автобусов и грузовиков могут быть и привычные нам большие, работающие в хозяйстве, хотя большинство, конечно, это популярные у американцев в качестве «легковушек» пикапы (особенно в сельской местности) и минивэны (для больших семей), которые многие из нас видели в голливудских фильмах и сериалах. Просто по факту цифра именно частных легковых автомобилей в США несколько ниже численности частных и коммерческих транспортных средств из федеральной статистики.
А что это за автомобили имеются у наших сограждан, видно из упомянутого опроса ВЦИОМ. На вопрос «Какой автомобиль имеется в Вашей семье?» 7% ответили «Новый автомобиль отечественной марки» и 13% «Новая "иномарка"», тогда как и 30% «Подержанный автомобиль отечественной марки» и 59% «Подержанная "иномарка"». По поводу использования этого автомобиля, кстати, был задан вопрос «Скажите, пожалуйста, для каких целей Вы хотите купить автомобиль?» и 13% выбрали ответ «Для работы» (не «Ездить на работу», а именно «Для работы»), так что сопоставления с графой «частные и коммерческие» в американской статистике тут может быть оправданно.

двойной клик - редактировать изображение
Если брать такие цифры как обеспеченность автомобилями на 1000 жителей, то, по данным FHWA, обеспеченность транспортными средствами в США, из которых мы исключаем мотоциклы, составляла в 2022 году около 269 млн на 332 млн населения, то есть 810 транспортных средств на 1000 жителей. В России соответствующую статистику государственные ведомства не публикуют, и приходится обращаться к данным агентства «Автостат», согласно которым на 1 января 2024 года обеспеченность граждан России легковыми автомобилями составляла 322 единицы на 1000 человек. Разница в 2,5 раза. По уровню обеспеченности автомобилями на 1000 жителей наша страна пока что находится на уровне относительно развитого третьего мира – Аргентины или Бразилии.
Важнее ситуация «в разрезе», которая видна в опубликованном 28 марта 2025 года отчете «Автостата» под названием «Структура и прогноз парка легковых автомобилей в России». Во-первых, наивысшая концентрация автомобилей на душу населения приходится на столичный регион: «Наибольшее количество легковых автомобилей по итогам 2024 года зарегистрировано в Центральном ФО (13,66 млн шт.), которому принадлежит 28,8% от всего парка… В региональной разбивке парка лидируют Москва (4,15 млн шт.), Подмосковье (2,96 млн шт.) и Краснодарский край (2,07 млн шт.)». То есть, личных машин много там, где и так более-менее в порядке со «скорыми» и больницами.
Во-вторых, что за пределами Московского региона и региональных центров, большая часть наших сограждан ездит на старых разбитых машинах: «Сегодняшний российский автомобильный парк имеет высокий средний возраст. Так, на долю машин старше 10 лет приходится 70,5% общего парка, что в количественном выражении равняется 33,49 млн экземпляров. Доля новых машин (до 3 лет) составляет 6,3%, что соответствует 2,97 млн штук». Процент примерно «бьется» с процитированным выше опросом ВЦИОМ 2023 года, где подержанных машин среди частных суммарно 89%.

двойной клик - редактировать изображение
На графике самого «Автостата» эти цифры несколько «размазаны», потому что «округлены» до федеральных округов. При этом заметно, что в приграничных регионах обеспеченность машинами на душу населения заметно выше – помимо упомянутых на карте регионов Северо-Западного федерального округа (Карелия, Мурманская, Псковская и Калининградская области) есть еще Владивосток, упомянутый в том же 2023 году директором по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярославом Кабаковым: «Россия имеет меньше автомобилей на душу населения, чем развитые страны, например, США, где на 1000 человек приходится 890 автомобилей. В России на каждую 1000 человек приходится в среднем 315 автомобилей, но эта цифра различается по регионам. Например, во Владивостоке на 1000 человек приходится 566 автомобилей из-за доступности японских иномарок».
Таким образом, чем дальше в глубинку, где наличие автомобиля уже полностью соответствует крылатой фразе «не роскошь, а средство передвижения», тем меньше личных автомобилей на душу населения и тем старее эти автомобили. Да, скорее всего, в тех же Штатах картина похожая, но там и общее количество автомобилей на душу населения выше в три раза, и найти более-менее исправный гораздо легче.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС




