Авторский блог Галина Иванкина 00:10 29 ноября 2025

«Чужая родня» - личное или общественное?

нашла коса на камень

Интересен фильм «Чужая родня» (1955) Михаила Швейцера по мотивам повести Владимира Тендрякова «Не ко двору». Колхозные будни, молодые-красивые Нонна Мордюкова да Николай Рыбников в главных ролях и – столкновение «личного» с «общественным». Этот фильм надо смотреть исключительно с точки зрения той эпохи. Общественное априори считалось выше личного, а тот, кто этого не понимал, объявлялся этаким отщепенцем, если не врагом.

В первых кадрах – весёлая свадьба. Передовой комсомолец Фёдор Соловейков (Николай Рыбников) женится на Степаниде Ряшкиной (Нонна Мордюкова), девушке видной и работящей. Однако есть важнейшее «но». Так сказать, камень преткновения. Ряшкины – люди зажиточные, им колхозные дела малоинтересны. У них – свой дом – полная чаша, и Стешку они растили вовсе не для общественного горения.

Да, есть ещё нюанс. Фёдор явился примаком в дом к Ряшкиным, а потому обязан слушать Силантия Ряшкина, отца Стеши, как своего батю. А как его, куркуля, слушать? И нашла коса на камень. Соловейкову противно здесь буквально всё, включая старинные сарафаны, которые зачем-то бережёт мать Стеши. Парень с усмешкой предлагает всё это выкинуть. Зачем это старьё? Жизнь-то какая идёт вокруг – новая, светлая. А тут какие-то древние тулупы, ещё при царском режиме справленные.

А что Степанида? Она же и родителей, и мужа любит. Ей что, разорваться? Вот и страдает. В принципе, она больше на стороне папы с мамой. Всё же они её воспитали и – в достатке. Ей своя рубашка завсегда ближе к телу.

А вокруг кипят колхозные страсти – председательница Варвара Степановна (Елена Максимова) агитирует Фёдора перевоспитывать жену, пока она не окончательно не превратилась в Ряшкину (говорящая фамилия, не сравнить с Соловейковым). Да и вообще, вокруг всё кипит и движется. В конечном итоге, не сумев сладить со Степанидой, муж уходит от неё в общежитие при МТС (моторо-тракторной станции).

По сути, супругов примирило только рождение ребёнка – муж убедил Стешу переезжать к нему, хотя, с её точки зрения дома условия намного лучше. А потом нам являют одиноких стариков Ряшкиных и закадровый голос вопрошает: «Где же ваше счастье?» Кстати, в повести Тендрякова финал вовсе не оптимистичен для Стеши с Фёдором. Они расстаются. Но, как я уже неоднократно писала, советская литература намного жёстче, нежели кинематограф.

Сейчас этот конфликт вообще непонятен – Ряшкины не воруют, они трудолюбивы, просто считают колхозное, общее менее обязательным, чем своё-персональное. С точки зрения нынешних установок, симпатии должны быть на стороне крепких хозяев, тогда как колхоз – это «общее, то есть ничьё». Я бы не стала давать нравственную оценку героям – на мой взгляд, у каждого тут своя правда.

1.0x