Сообщество «Посольский приказ» 01:32 5 августа 2025

Дональд - бабочка

нулевой выхлоп и отсутствие американских обязательств компенсируется тем, что документы подписаны, а сделки заключены

Итак, ультиматум Трампа, как и ожидалось по нехитрому трюку с его аналогичным ультиматумом Ирану, был резко и в одностороннем порядке сокращён. Поведение отечественного медиапространства в контексте этого ультимативного сюжета вызывает некоторую гордость: следуя примеру Кремля, у нас не обратили особого внимания на последние американские предупреждения, на выражения разочарованности, на угрозы вторичных санкций — пожали плечами, приняли к сведению и пошли дальше заниматься своими делами. Одни усмотрели в этом равнодушии признак санкционного фатализма, другие подумали, что это деланное безразличие, третьи же решили, что ко всем возможным санкциям Москва готова, и ничем-таки нас не испугать.

Правда же, должно быть, где-то рядом: бесконечная трепотня Дональда утомила, потеряла значение и превратилась в игнорируемый мозгом фоновый шум вроде тиканья часов или скрипа сапог. После многочисленных наездов, перемежавшихся столь же многочисленными и столь же нелепыми похвалами, многие обозреватели и аналитики решили, что Дон – пустотрёп и что никакого веса такой человек, даже занимая свой пост, не имеет. В наших материалах американский президент назывался балаболом уже очень давно – задолго до его возвращения на президентский пост, когда была общая установка воспринимать его всерьёз. Сейчас же позвольте встать на позицию адвоката Дональда – не Руди Джулиани, возившегося с его 34 уголовными обвинениями, а фигурального адвоката – и попытаться объяснить такое странное поведение.

Объяснять мы будем не с позиций психологии – да, отсутствие вкуса, долгая жизнь в США, необходимость подстраиваться под американскую аудиторию, старость, обиды, опыт телеведущего и медиаменеджера накладывают свой отпечаток на поведение Дональда, но в основе всегда лежит реакция на внешние события. Бихевиоризм, дрессировка, сочетание щелчков и конфеток – называйте это как пожелаете, — но клоунада с биполярным бредом и непоследовательность, достойная 13-летней девочки, имеют свои причины в том, что происходит вокруг резидента Белого дома.

А происходит вокруг него страшное давление. Видите ли, весь срок Байдена, начиная с того самого момента, когда Трамп был загнан в информационное небытие, форсированно забыт, предан анафеме и объявлен признаком прошлого, он работал. Сеть его ставленников, протеже, питомцев и креатур стала главным продюсерским проектом всей жизни этого опытного продюсера, в результате чего огромное количество народу как в Конгрессе и в федеральных ведомствах, так и в управляющих органах отдельных штатов оказалось обязано Трампу всем. Опираясь на эту толпу последователей, часто защищающих решения своего благодетеля с по-настоящему пуританским рвением, Трамп сейчас может проводить рискованную и неприглядную политику – будь то описанные выше упражнения в шизофрении, кошмарная непоследовательность с отказом почти от всех предвыборных обещаний или же принятие непопулярного законопроекта об урезании субсидий и увеличении трат на войну. Однако даже этого мало, чтобы добиться хоть какого-то результата. Если вынести за скобки рассуждения о ставящей палки в оранжевые колёса вашингтонской аристократии, следует отметить, что западная политика очень инертна и что даже самый прогрессивный либерал на деле является консерватором, страшно опасающимся реальных, а не косметических перемен. Трамп находится под страшным давлением: это описывалось ещё в рассказе про удар по Ирану, в соответствии с которым каждая из миллиона окружающих президента фракций требовала чего-то своего. Вот и здесь – коль уж мы начали свой разговор со страшных-ужасных санкций против России, то стоит рассмотреть основные группы влияния, на которые раскололось окружение Трампа по этому вопросу.

Обращать внимание на выразителей чаяний стержня его электората не стоит: во внешних вопросах эти вроде бы изоляционисты аморфны и скучны, да и лагерь «MAGA» сейчас подавлен историей вокруг бомбардировки Ирана, а также затянувшимся и раскрученным самим же Трампом скандалом вокруг Джеффри Эпштейна.

Интерес представляют дети старой холодной войны, так называемые ястребы, чьим визгом верещал о необходимости давления на Россию с высоты ещё Джо Байден, а также в данном случае противостоящая им группировка детей новой холодной войны, кто считает, что имперские устремления Америки должны быть направлены в другие места где-то за Тихим океаном. Между ними оказался заперт Дональд, чей основной интерес состоит в создании приятной избирательному глазу избирателя картинки, где весь мир платит Америке дань в виде тарифов, за свой счёт ютится под зонтиком защиты НАТО и с радостью потребляет предметы американского производства, номенклатура которых под мудрым руководством оранжевого президента расширяется от акций айти-стартапов и дорогущих антидепрессантов до машин, станков, нормально летающих самолётов (не нынешнего «Боинга») и прочих радостей золотого века американской промышленности.

Своими ультиматумами Кремлю и угрозами санкций – а их в том или ином виде введут, ведь краха Украины на срок до 8 августа не назначено – Трамп проворачивает манёвр «и вашим, и нашим», который у него получилось осуществить по иранскому вопросу. Тогда, если помните, чисто номинальная и скорее всего согласованная с Тегераном бомбардировка какого-то сарая в пустыне стала поводом прекратить израильскую операцию, формально вызванную именно иранской ядерной программой. Нет программы – нет операции, но вместе с этим нет и полноценного втягивания Америки в конфликт и увеличения напряжения в регионе – своего рода casus pacis (с лат. «повод к миру». — Ред.). Так вот, здесь он удовлетворяет требования антироссийских сил, самым громким голосом которых выступает горячо любимый у нас в стране и признанный террористом-экстремистом сенатор Грэм, потому что формально санкции против России вводятся, и «кровожадная Москва» наказывается за своё нежелание заключать мир с последователями Шухевича. Президент-миротворец сделал всё, что мог, на этом его полномочия всё, текст про «жесточайшие последствия» написан, да и вообще пора бежать мирить Камбоджу с Руандой, а Таиланд – с Пакистаном. Вместе с этим несложно догадаться, что поскольку действительно вредных и не слишком опасных для самой Америки ограничительных мер в американском арсенале давно не осталось, санкции вводятся вторичные, то есть нацеленные на покупателей российской нефти – Индию и Китай, что отлично укладывается в рамки чаяний тех самых давителей по другим фронтам. Одним любо давление на Китай, другие – в частности, немногие демократы, которых не тошнит от Дональда – радуются тычкам в сторону слишком независимого и неугодного глобалистам индийского премьера Моди.

На минуту забудем про огромный и неподотчётный Западу неизвестно чей танкерный флот, что возит нефть и газ по миру, подчёркивая их и своё внероссийское происхождение. Допустим, что сейчас на дворе идеальный 2013 год, что всё прозрачно, честно и подконтрольно правящей морями империи победившего глобализма. В таком мире живёт Дональд, в этом же благостном миропорядке, основанном на заявлениях пресс-службы Белого дома, вводятся великие вторичные санкции против крупнейших экономик континента. Даже так Индия и Китай, эти гиганты торговли и центры политического влияния, живо найдут ответные болевые точки у Америки. Возможностей взаимно друг друга пнуть у этих троих полно, а гордые азиаты не любят подобных трамповскому методов давления. Само по себе введение тарифов против стран, что покупают российскую нефть, не несёт Америке никакой выгоды: заместить объёмы Штаты не рассчитывают, подорожания чёрной земной крови не хотят, а на моральные стороны вопроса плевать они хотели. Так что остаётся понять, к чему делаются все эти угрозы.

К тому, что свои торговые войны Трамп проигрывает. Дело здесь не только в том, что подобно тому, как в конвенциональной войне любое новшество тут же появляется у всех вокруг, в торговой войне все способы обхода блокировок, все хитрые схематозы и все беспринципные чёрные ходы мгновенно становятся известны ушлой коммерции, точащей камень железных занавесов. Дело ещё и в том, что скорый на угрозы американский президент очень нерасторопен на деле. Прослеживаются большие торговые сюжеты, связанные с ним, на примере одной только эпопеи с соцсетью «ТикТок», вокруг которой ещё в свой первый срок Дональд развёл истерику как вокруг инструмента коммунистической пропаганды, вербовки в НОАК (Народно-освободительная армия Китая. — Ред.) и заражения американских подростков вирусами-шпионами. В июле этот сюжет тихо завершился. Вашингтон сказал: «Отдайте нам это приложение», на что сервис с котами и танцующими зумершами ответил молчанием, прекрасно зная, что ни рэкет, ни запрет вашингтонскому владыке не по зубам. Вот и здесь угрозы введения тарифов, обещания выгодных торговых сделок, бесконечный трёп и абсурдные повороты вроде обложения огромными пошлинами ближайших союзников маскируют тот факт, что играть в пошлинные войны с Трампом никто не хочет. Поэтому угрозы вторичных санкций служат здесь дополнительным инструментом давления: соглашайтесь, мол, на пошлину на ввоз в районе 15%, не то запретим вам покупать российскую нефть. Все эти разговоры вновь упираются в вопрос «а то что?»: никаких реальных методов осуществления своих угроз у Америки нет, ведь топить танкеры никто (пока что) не станет, а для любых ограничений предусмотрены тысяча исключений и миллион способов обхода.

Своеобразные методы трамповского давления – шантаж, мольбы, оскорбления, флирт и холодная отстранённость в рамках одного предложения отлично работают с европейцами, которым гордость хирургически удаляли на протяжении нескольких поколений американской оккупации, но не слишком эффективна с амбициозными, крупными и суверенными странами Азии.

Так, например, в последние дни июля Штаты последовательно ввели санкции против нескольких индийских компаний, покупающих иранскую нефть, затем громко и торжественно заключили договор на разработку нефтяных месторождений с Пакистаном, а после и вовсе пообещали наказать Индию ещё и за покупку российского оружия, то есть дело тут не в нефти и не во вторичных санкциях из-за ситуации на Ук… Урк… как её там.

31 июля Трамп в своей соцсети (где никто больше не сидит) обозначил как непонимание собой радикально иных реалий взаимодействия с независимыми странами, так и факт, что президент США в свободное время читает телеграм-канал Дмитрия Медведева. Стена текста убогого бубнежа про то, что Индия и Россия со своими мёртвыми экономиками могут хоть обпокупаться нефти, завершаемая утверждением, что бывший президент России – лузер и неправ во всём, значит, что мастер «больших сделок» понятия не имеет, как себя вести на жестоком и холодном фронтире вне уютного заповедника западного мира.

Вечером 1 августа Трампа ненадолго восприняли всерьёз: в ответ на шитпост (так называется наброс для веселья) Медведева Дональд пообещал куда-то там отправить какие-то там подводные лодки. Волна мемов про то, что из-за набросов Дмитрьтолича вот-вот разгорится Третья мировая – а герой мем-фольклора Железный Димон только того и ждёт, дабы добить выживших, – стала единственным последствием истерики американского президента, возможно стоившей морякам-подводникам дальнего похода.

Что же касается поведения Дональда с дорогими союзниками, то там тоже всё весьма занятно. В далёком 2023 году я рассказывал про визит в Китай французского президента мсье Макрона и европейской руководительницы фрау Альбрехт, известной под сценическим прозвищем «Урсула». Так вот, по всем неочевидным и отличным от внешних признакам тот визит выглядел так, что получившему королевский приём главе государства Макрону просто организовали тур по Китаю, а вот с Урсулой, которую отправили домой чуть ли не в эконом-классе и которой постелили в подсобке местного представительства Евросоюза, разговаривали по существу, несмотря на демонстративное презрение Пекина к наднациональным структурам. Так вот, Урсула, несмотря на происхождение из одного старинного дворянского рода и многодетный брак с представителем другого, – человек не гордый, примерно как генсек НАТО Рютте, который в июне публично унижался перед американским президентом, называя его «Папочкой», лишь бы не потерять его интерес и расположение. Это чисто европейское отсутствие гордости проявилось на той неделе, когда 27 июля знакомая нам Урсула встретилась с Дональдом в Шотландии. Шотландия – место европейского поражения, тот самый фронт, что в середине 2010-х не был додавлен Единой Европой в момент наивысшей слабости Британии, что в последствии позволило английским лоббистам (вспомните «Катаргейт») перехватить управление в Брюсселе. Урсула, встретившись с сыном шотландки в его гольф-клубе, расположенном прямо рядом с резиденцией Карла Третьего, посыпала голову пеплом, покорно приняла наложенные на Старый Свет пошлины в 15% и пообещала отказаться от российских энергоносителей и вложить триллиард триллионов европейских долларов в американскую экономику (на деле там 600 миллиардов евро инвестиций, но цифры одинаково невыполнимые).

В США, в Европе и в России поднялся лепет о том, как же сэр мистер Дональд всех победил: причём, если в американской прессе преобладал понятный восторг, в европейской доминировало объяснимое театральное отчаяние, то у нас почему-то тоже многие восхищались мастерством и мощью Трампа. Если же присмотреться, то станет ясно, что Урсула действует в рамках старинной европейской традиции очковтирательства: точно так же император Фридрих Второй – не тот пруссак, что любовался гусарами в Сан-Суси, а средневековый «Ступор Мунди» - три раза ходил извиняться перед папой римским и вымаливать отмену отлучения от церкви, чтобы после продолжать делать ровно то, за что был отлучён – проводить независимую от Ватикана политику. Американцам понадобилось три дня, чтобы понять: их надули. Уже к 30 июля в «Файненшиал таймс» и в «Политико» пошли материалы про то, что таких денег у европейцев отродясь не бывало, что на тарифы они либо плюнут, либо компенсируют беспошлинные отношения с США адом европейской бюрократии и что «сделка по газу» - такая же фикция, как сделка по полезным ископаемым с Украиной. Древний европейский блеф противостоит здесь разухабистой наивности американской бабочки-однодневки по имени Дональд – всё как всегда.

Но вспомните – мы ведь собирались быть адвокатами Трампа. В чём смысл такого манёвра, для чего он так явно позволил себя обмануть, впарить Америке сотни несуществующих миллиардов вслед за аналогичными «большими сделками» с Южной Кореей и с Японией? Дело в стремлении закрыть вопрос. Обязательства перед дорогими союзниками тяготят Трампа, а участие в их авантюрах – вроде всей украинской истории – его не привлекает. Поэтому Дональд, подобно смекалистому солдату-срочнику, блистательно имитирует бурную деятельность: нулевой выхлоп и отсутствие американских обязательств компенсируется тем, что документы подписаны, а сделки заключены. В номенклатуру американского экспорта к акциям «Теслы» и таблеткам прозака добавляются «большие сделки».

26 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
13 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
27 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x