Время действия – накануне и в день восстания декабристов; герой – швейцарец, состоящий на русской военной службе; Фёдор Карлович – и несколько решительно, но идеалистически настроенных офицеров рьяно призывают его не присягать русскому царю.
Жар речей, и то, что дружески, почти в обнимку офицеры отправляются домой, проходит на фоне ощущения скорой смерти – по крайней мере некоторых из них.
Рассказ швейцарского писателя К. Шпиттелера, которого ценил Ницше, вспыхивает неожиданными огнями международности, ярко зажжёнными писателем.
…классический стиль, идеалистическое повествование… но Шпиттелер предложил и новый вариант эпоса, эпического повествования, отчасти продлившегося некоторыми линиями в литературу двадцатого века.
Шпиттелер связан с Россией: после многообразной учёбы в разных университетах, он отверг предложение стать пастором, и уехал в Петербург, где прожил восемь лет, работая преподавателем в семьях.
Стихи приходят в гимназическую пору; ритмизованной прозой написанная поэма «Прометей и Эпиметей» создана в Петербурге…
Манит вечный, древний, мифологический бунтарь – огнь людям принесший не ради них, а ради собственных таинственных целей.
В Швейцарию писатель вернулся, издал поэму за свои деньги, но успеха не получил.
«Имаго» - роман: таинственный, пропитанный мистикой любви, и…мщения, и человек, находящийся в центре оного, поэт; и роль поэта, какой социум ни возьми, вечно трудна, дорога корява, мечты рассыпаются, разваливаются, как намоченный хлеб в руке, а хлеба-то вечно и не хватает поэту.
Шпиттелер романтичен.
Он идеалистичен: сплетаются волокнами понятия, и для писателя волокна эти – метафизического золота.
По рекомендации Ницше Шпиттелера назначают редактором журнала; он публикует свою «Олимпийскую весну» - основную поэму, и обретает популярность.
Жизнь предпочитает уединённую: словно испуская из неё лучи литературы: лучи эти, хотя и потеряв некоторую долю силы, дотягиваются и до наших времён: имя Шпиттелера сохраняет литературная история.






