Было нечто алхимическое в его действиях: превращение устной мудрости в письменную, превращение рукописей в книги: что были очень дороги, и каждая представляла собой – помимо содержания – дом красоты…
Многие ипостаси совмещал: и писатель и медик, и просветитель и предприниматель; из Полоцка происходил, из купеческой семьи, и, хотя точная дата рождения неизвестна, примерные границы жизни ясны.
Словно из исторического тумана сгущаются, проявляясь, его действия, и опубликованные копии грамот короля и великого князя Сигизмунда I словно дают образ действий Скорины.
Перед именем первопечатника, упоминаемого в грамотах, стоит латинское определение – отличный.
Или знаменитый, по-разному можно перевести.
Франциск или Георгий?
Исследователи, используя оставшиеся материалы, спорят о точном имени, возможно – было два.
В Полоцке – одном из крупнейших городов Великого княжества Литовского – учился; вероятно – у монахов-бернардинцев, в школе, работавшей при монастыре.
Краковская академия давала хороший вариант тогдашнего образования: Скорина слушает курсы философии и логики; заканчивает факультет вольных искусств, как философ: о чём есть чёткая актовая запись.
В Падуе оказывается, долог был тогда путь, изучает медицину, постигая тайны плоти.
Готическая Прага принимает Скорину, уже задумавшего развивать типографское дело; в открытой типографии печатает кириллическим шрифтом скорбную и трудную «Псалтирь»: она даётся в переводе на старобелорусский язык: современный, конечно, Скорине, и становится первым печатным изданием в истории белорусского книгопечатания.
Скорина, используя помощь меценатов, переводит и издаёт 23 книги Библии: неустанен и кропотливо-постоянен, он меняет место жительства, переезжая в Вильну: столицу княжества Литовского.
Первая на территории государства типография основана им, он издаёт «Малую подорожную книгу», затем «Апостола», после чего жизнь вносит свои коррективы смертями: меценаты и спонсоры Скорина умирают… один за другим.
Последний магистр Тевтонского ордена проводит секуляризацию – светское, провозглашённое им Прусское герцогство становится вассальным по отношению к Королевству Польскому; магистр, увлечённый реформаторскими переменами, приглашает для развития книгоиздательского дела Скорину.
Жизнь его не была лёгкой: его арестовывают за долги: просвещение просвещением, а деньги вечно исполняют противоречивые арии.
Скорина в тюрьме.
Однако – освобождают его, признав долги несущественными в сравнение со вкладом.
Попытка путешествия в Московию неудачна: его изгоняют за латинство.
Он обосновывается в Праге, где, возможно работает, как медик… или – садовник при королевском дворе.
Точная дата смерти, обстоятельства и захоронение неизвестно.
Он печатал книги на старославянском языке – с большим количеством белорусских слов…
Один из титанов своих времён, он работал на улучшение человечества, и работа эта осталась симфонией дара и неустанности.






