Авторский блог Владимир Можегов 00:15 21 августа 2025

Странная сказка Виктора Цоя. Часть вторая

Песня без слов

Часть первая

***

И вот я иду и рядом со мной идут

Я смотрю на них, мне кажется это дом мод

Наверное, прошлой ночью был звездопад

Но звезды как камни упали в наш огород

Цой начинал как романтик и мечтатель. Выйдя из хулиганской свободы панка, уйдя от упадничества, найдя равновесие между разноцветными волшебными лесами-небесами БГ* и скептической обнажённой чёрно-белой землёй Майка, Цой, казалось, нашёл «золотое сечение» слова, нужного своему времени – простое, ясное, глубокое созерцание: что вижу о том пою. Ленинград второй половины восьмидесятых – не худшее для поэта место. При этом муза его, одновременно, простая и странная, приходила словно с другого края света (лучшей точке зрения поэта) и звала в неведомые дали:

Ты видишь мою звезду

Ты веришь что я пойду

Я слеп я не вижу звезд

Я пьян но я помню свой пост

Ты смотришь на Млечный Путь

Я ночь а ты утра суть

Я сон я миф а ты нет

Я слеп но я вижу свет…

В конце концов, где-то между землей и небом должна была полыхнуть озарением молния, таинственная звезда ночи должна была явить свое солнце. И если у Цоя есть свой «Пророк», то это конечно «Группа крови». Ключевая строка здесь (которую обычно не замечают) вот эта: «я никому не хочу ставить ногу на грудь».

Песню эту сегодня где только не поют, пытаясь даже ходить под неё строем. Воинский дух несомненно в ней есть, пацифизмом не пахнет, но речь всёе же снова идёт о другом, точнее всё о том же – о войне духовной, войне духа-личности за обретение духовной свободы. Той «святой свободы неведомой большинству людей», о которой в одной удивительной книге говорится так: «Первый симптом освобождения – нежелание властвовать над кем бы то ни было; последующая ступень – внутреннее раскрепощение от власти других над тобою».[1]

Среди всех тогдашних нестройных воплей о свободе, эти цоевские строки были, быть может, единственно настоящим и стоящим.

«Поймите, я не пишу лозунгов. Единственное, что мне хотелось и хочется, – чтобы люди больше чувствовали себя свободными от обстоятельств, чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт».

Человек, ничем внешним недетерминированный – это и есть подлинная духовная свобода. Да, доступная единицам. Но именно о ней сказано: «вы – боги». И именно ради нее (утысячерённого человека) всё громадное и громоздкое предприятие творения-эволюции было затеяно.

Три последних альбома, самые популярные и известные – это вообще одно большое тревожное предчувствие: трещина мира (проходящая как известно по сердцу поэта) растёт, отпущенное время стремительно тает, и нет никого вокруг, кто готов взять на себя за всё это хоть крупицу ответственности:

…Через день будет поздно

Через час будет поздно

Через миг будет – уже не встать…

И ослепительно-медленным взрывом, разметающим «бойцов за нетленную плоть» в клочья, – миг откровения, о котором и сказать-то ничего нельзя, кроме: Эй, а кто будет петь, если все будут спать? Смерть стоит того, чтобы жить А любовь стоит того, чтобы ждать…

Слава Богу, в отличие от многих тогда, Цой никогда не ощущал себя пророком с гитарой. Но дело его (дело поэта) было, в сущности, тем же. О чём в уже цитированной нами книге говориться так: «От отчаянного горя молитва собирается внутрь, в самую сердцевину существа нашего и принимает форму "спазмы": весь человек сжимается воедино, подобно крепко сжатому кулаку. Молитва становится воплем без слов.[2]

Похоже чувствуя, поэт говорит иначе:

А мне приснилось миром правит любовь

А мне приснилось миром правит мечта

И над этим прекрасно горит звезда

Я проснулся и понял – беда…

Из той же спазмы растёт и главная его песня. (И если «Группа крови» – это «Пророк», то «Звезда», конечно – «Памятник»).

Пути земли почти необоримы и стена из «облаков-кирпичей» крепка, но высокий дух встаёт и делает шаг на перекрёсток, и освобождаясь от земных пут, поднимается туда, откуда ему открывается мировой Город в его бесконечной перспективе вековечной войны, как единственным его содержимым. Вот и вся экзистенциальная драма в её целостном обобщении у последнего барьера: мир со всей его бесконечностью-вечностью и свободный дух, прах земной отрясающий с ног – один на один.

И три ступени (три строфы), по которым ему остаётся взойти. Первая – и позади пространство, вторая – и время осталось за спиной, третья… и это уже судьба:

Кто живет по законам другим – это законы совершенной свободы, свободы от собственной природы со всеми ее вожделениями, самоутверждением и страхом. Только этой свободе доступно последнее откровение:

Он не помнит слова «да» и слова «нет»

Он не помнит ни чинов, ни имен

И способен дотянуться до звезд…

Едва ли наш поэт был знаком с аксиомами апофатической теологии, свидетельствующими, что прикоснуться к Неведомому можно лишь шаг за шагом отстраняя от себя все, что может быть познано, и что лишь «во мраке полного неведения», совлеченный всякое знания и всякого образа может «дотянуться до звезд». Скорей всего, это было постигнуто интуитивно, скорей всего – это рассказ о некоем личном духовном событии.

Но не удивительно то, что энергия этих слов жива и сегодня. Ибо энергия, заключенная в них, далеко превосходит все, что мы видим вокруг – возню клириков, миссионеров, имамов, борцов за свободное искусство и свободу от всякого искусства, марши согласных со всем и со всем несогласных, красных и белых, либералов и консерваторов, генералов и пацифистов, молодых и старых, больных и здоровых, тверезых и пьяных. В книге, которую мы избрали в качестве путеводителя по космосу духа говорится об этом так:

«Перед нашим ипостасным личным духом в пределах земли стоит задание: пробить стену времени и преодолеть порог пространственности. Сему духовному событию в данной нам повседневности имеем некоторую аналогию: авион, переходящий на сверхзвуковую скорость, производит потрясение атмосферы, подобное взрыву. Так дух человека, вступающий в мир Божией вечности, бывает потрясён величием открывшегося ему видения. Вселенная при этом переживает некое изменение в своих судьбах: "Человек родился в мир" – это событие, сообщившее всему мирозданию новую, непреходящую ценность».[3]

В эссе «Искусство при свете совести» Цветаева выводит следующую иерархию поэтов: большой поэт, великий поэт, высокий поэт. В этой иерархии Цой – типичный высокий поэт, которым, по Цветаевой, может быть (в отличии от большого и великого) «и совсем небольшой поэт, носитель самого скромного дара… Немного меньше – получился бы просто герой (то есть безмерно больше)». «Высота – как единственный признак существования». Так, нет поэта больше Гёте, но есть поэты – выше, например, его младший современник Гёльдерлин, «поэт несравненно беднейший, но горец тех высот, где Гёте – только гость».

Так и «несравненно беднейший» Цой – горец тех вершин, на которые не дано было ступить, скажем, тому же Бродскому при всей метафизической глубине его переживаний. Ну а как удавалось этому юноше покорять свои головокружительные высоты – это ведомо одному Богу, который, как известно, любит скрывать Себя от «мудрого мира» и открывать младенцам...

Несколько десятков песен, тоненькая ученическая тетрадка стихов – вот и всё, что дано было ему сказать. Не так уж и мало. И сегодня на Богословском кладбище С-Петербурга всё так же шумят ели, где-то проносятся электрички, дежурят поклонники.

И в подземных переходах новые поколения тянут на плохо настроенных гитарах «Группу крови» и «Звезду по имени Солнце». А на вопрос «почему» отвечают: «он честный». Вот так: шквал музыки на любой вкус, всемирный потоп информации, а настоящего – всё та же щепотка. Но тому, кто понял, что всё находится в нас, большего и не надо.

«Перед нашими глазами совершается невыразимо великое чудо творения мира, творения богов, которое ещё не завершилось. "Завершение" обетовано в грядущем веке. Но и теперь уже, когда нетварный свет нисходит на нас, сей духовный процесс вызывает в недрах нашего духа восхищение, возносит мысль в обетованное нам Царство».[4]

И ещё один стишок из ученической тетрадки напоследок:

Пой свои песни пей свои вина герой

Ты опять видишь сон о том, что все впереди

Стоя на крыше ты тянешь руку к звезде

И вот она бьется в руке как сердце в груди

Что теперь делать с птицей далеких небес

Ты смотришь сквозь пальцы

но свет слишком ярок и чист

И звезда говорит тебе «полетим со мной»

Ты делаешь шаг, но она летит вверх, а ты вниз

Но однажды тебе вдруг удастся подняться вверх

И ты сам станешь одной из бесчисленных звезд

И кто-то снова протянет тебе ладонь

А когда ты умрешь он примет твой пост…

Примечания:

[1] Арх. Софроний Сахаров. Видеть Бога как Он есть.

[2] Там же

[3] Там же

[4] Там же

Фото: Александр Чумичев, Александр Шог/ТАСС

*признан иностранным агентом в РФ

1.0x