Правительство РФ разработало законопроект о введении с 1 сентября 2026 года технологического сбора (максимальная ставка составит 5 тыс. руб.). Сначала его введут на смартфоны и ноутбуки, затем – на другую технику.
Смартфоны и ноутбуки удобны для сбора, поскольку представляют собой самый крупный по стоимости сегмент рынка (до 1 трлн руб.), автоматически проверяются операторами связи по уникальным номерам (IMEI, BIOS) и потому удобны в администрировании сбора.
Размеры сбора примерно соответствуют тому, как если бы вся «параллельно» ввозимая малыми партиями электроника облагалась на таможне НДС и пошлинами, как облагаются крупные партии импорта.
Режим НДС предполагает его возврат производителю при экспорте, при этом российские производители, работающие на наш рынок, НДС платят, и он им не возвращается.
Ещё наши производители находятся в неравных условиях из-за малого масштаба нашего рынка и высокой стоимости денег для инвестиций по сравнению с Китаем или ЕС.
В плательщиках технологического сбора нет физлиц, хотя ежегодно границу пересекают миллионы россиян и иностранцев, и возможен недобор техсбора по типу утильсбора на автомобили.
Подобный сбор по типу утильсбора на автомобили, сообразно масштабу и стоимости, много лет существует в ЕС, Британии, отдельных штатах США, Китае, Индии.
Министр промышленности и торговли Антон Алиханов ещё 2 июля 2025 года, выступая в Совете Федерации, анонсировал, что технологический сбор будет в первую очередь направлен на поддержку отечественной микро- и радиоэлектронной промышленности. Теперь к той идее добавлено ещё несколько деталей: сбор будет нацелен на группы товаров с доминированием импорта, ставка сбора будет до 5 тыс. руб. на единицу товара, детали сбора будет разрабатывать Минпромторг.
Предложенные предельные 5 тыс. руб. со смартфона или ноутбука стоимостью в несколько десятков или даже под сотню тысяч не будут слишком обременительны для их покупателей. Условные «бабушкафоны» ценой пара тысяч рублей или самые простые смартфоны за четыре-пять тысяч рублей вряд ли подпадут даже под 1 тыс. руб. сбора.
Одни из самых популярных смартфонов "Самсунг-Галактика" с приличными параметрами стоят от 35-50 тыс. руб. до 95-120 тыс. «Яблоки» б/у или старых моделей стоят от 50 тыс. руб., а новые превышают 100 тыс. руб. К слову, различия в розничных ценах у разных продавцов даже недорогих моделей смартфонов и холодильников достигают нескольких тысяч рублей, а маркетинговые ухищрения с псевдо скидками или платой за доставку бывают и больше.
Ввозятся смартфоны в основном параллельным импортом малыми партиями или вообще частными лицами через маркетплейсы. Популярны «игрища» с декларируемой стоимостью смартфона в обход беспошлинного лимита в 200 евро при ввозе физлицом либо как давно бывшего в употреблении. Если бы смартфон стоимостью 50 тыс. руб. в рознице облагался бы НДС на импорт, то сумма НДС была бы 8,3 тыс. руб. (в 2026 году – 9 тыс. руб.). На дорогие модели "галактик" и "яблок" от 100 тыс. руб. импортный НДС составил бы от 16,6 тыс. руб.
Одна из крупнейших сетей бытовой техники и электроники приводила статистику по стоимости и количеству продаж товаров, подпадающий под будущий технологический сбор. За 2024 год россияне потратили на 29,8 млн смартфонов 720 млрд руб., на ноутбуки порядка 200 млрд руб. со средней стоимостью ноутбука в 58,5 тыс. руб., на планшеты - 56 млрд руб., на крупную бытовую технику - 657 млрд руб. за 36 млн единиц. Для сравнения: госзакупки компьютерной техники составили в I полугодии 2025 года 27 млрд руб. в гражданской открытой части.
У смартфонов, как крупнейшей позиции рынка бытовой электроники и почти сплошь импортного происхождения, есть один важнейший контрольный элемент – это уникальный код (International Mobile Equipment Identity - IMEI). Мобильный оператор видит этот код наравне с сим-картой, и совсем нетрудно создать базу данных уплаты технологического сбора с автоматическим контролем операторами. Даже если смартфон был ввезён «параллельно» и хитро, можно просто предложить его якобы незадачливому покупателю уплатить не сильно обременительный сбор, может, в двойном размере.
Операторы связи в последнее время тестируют различные варианты контроля иностранных сим-карт, побывших за рубежом российских сим-карт, нетипичной комбинации смены сим-карты и телефона, также напомним про эксперимент с приложением «Амина» для контроля мигрантов.
Аналогичным образом ноутбуки и планшеты имеют уникальные серийные номера или уникальный номер BIOS. Операторам проводного или мобильного интернета чуть сложнее будет проводить мониторинг уплаты технологического сбора, но не принципиально сложнее. Особенно, если учесть, сколько условный Яндекс собирает про всех нас сведений для контекстной рекламы, а также положительный опыт сбора с интернет-рекламы на финансирование госпрограммы «Экономика данных» по ставке 3%. Поисковые сервисы Яндекса принесли ему 138,5 млрд руб. выручки в III квартале 2025 года, по году в целом будет 554 млрд руб., и теперь Яндекс эффективно обложен целевым сбором с интернет-рекламы.
Посложнее будет с крупной бытовой техникой – холодильниками, телевизорами, плитами и т.п., поскольку им не нужно подключаться к «всемирному разуму» для своей работы (всякие "умные дома" в расчет не берем). У такой техники также есть уникальные номера, которые обычно напечатаны на небольших наклейках где-то на корпусе и используются для гарантийного обслуживания в случае поломки. Решение по администрированию части технологического сбора на такую крупную бытовую технику можно привязать к формированию единой базы гарантийных обязательств. Покупатели также заинтересованы, чтобы избегать проблем с техникой «параллельного» импорта с сомнительной гарантией.
Оставим за гранью этой короткой заметки проблематику профессиональных инструментов или специализированного оборудования. Про спецоборудование лишь следует намекнуть, что у нас НДС по расходам на капиталовложения вычитается из НДС при реализации. Минпромторгу следует лишь подумать над инициативой ограничения такого вычета в случае импорта некоторых типов оборудования при наличии отечественных аналогов или планов их выпуска. Примером столь же простого решения стал законопроект по закрытию лазеек в налоге на имущество организаций, когда при сдаче в аренду или использовании под торговлю или офис хотя бы части имущественного комплекса, налог будет со всего, чтобы не прикрываться якобы производственным статусом и льготами.
СМИ со ссылкой на замминистра финансов Алексея Сазанова сообщили, что прогнозируемые поступления от технологического сбора в бюджет составят 88 млрд руб. в 2027 году (когда сбор будет работать полный год). От себя добавим, что если применить к почти триллиону рублей емкости рынка смартфонов, ноутбуков и планшетов ставку НДС 22%, то поступления получатся масштаба 180 млрд руб., если ставку ввозной пошлины 15% – то 130 млрд руб.
Плательщиками сбора заявлены юрлица и ИП, но не физлица, хотя ежегодно границу только с постсоветскими республиками пересекают миллионы, оставляя лазейки ввоза дорогих смартфонов и ноутбуков без сбора, как и без пошлин или НДС. Формально сейчас при индивидуальном ввозе или пересылке действуют пошлины в размере 15% со стоимости свыше 200 евро. Однако сколь часты примеры, когда при паспортном контроле проверяют еще и смартфоны, как теперь приложение «Амина» у мигрантов? Насколько правильно указывается у зарубежных индивидуальных сейлеров стоимость покупок онлайн? Хотя специфика регистрации смартфонов, планшетов и ноутбуков в сетях операторов связи позволяет легко идентифицировать устройство, а заодно и проверить корректность уплаты и действующих пошлин, и потенциально нового сбора.
Как бы не получилось с важнейшей инициативой технологического суверенитета как с ввозом дорогих автомобилей и утильсбором. Когда сбор подняли с послаблениями для физлиц, получили гигантский серый поток и недобрали огромные объёмы утильсбора, тогда стали устранять избыточные послабления частично. Хотя в том же Китае с продажи автомобилей стоимостью свыше 50 тыс. долл. взимают классический НДС 13% и налог на люксовые товары 20%, суммарно даже больше нашего утильсбора, но у нас изначально так не сделали. Потом уже ГИБДД начала выстраивать систему проверки корректности растаможивания и утильсбора по конкретным дорогим машинам постафактум.
В Евросоюзе подобный сбор известен под английским названием Waste Electrical and Electronic Equipment Tax (WEEE, e-waste), по аналогии с утилизационным сбором с автомобилей. Там первая директива по утилизации подобных отходов была в 2003 году, затем расширена в 2012 году, с последним подробным анализом в июле 2025 года, со сбором порядка 2 евро с килограмма соответствующей продукции и суммарно масштаба 15 млрд евро. Также в Евросоюзе взимается НДС при импорте электроники, установлены квоты на отдельные виды товаров с возрастающими ставками пошлин при их превышении, ожидается отмена безналогового ввоза устройств до 150 евро для личных целей.
В США наиболее известен подобный сбор в Калифорнии, в размере 4-5-6 долл. с электроники с экранами диагональю от 4 дюймов (мониторы, ноутбуки, телевизоры, планшеты), а также еще 17 штатов имеют аналоги такого сбора. Администрация Трампа в этом году вводила таможенные тарифы на импортную электронику, много раз изменяла их условия, отменила беспошлинный ввоз в личных целях до 800 долл., особенно на товары из Китая, в основном пока в виде процента от их таможенной стоимости.
В Британии формально тариф по электронике вписан в коммунальные платежи, в размере 18 фунтов за каждую единицу бытовой техники (стиральная машина, плита), по 15-30 фунтов за одно-двухдверный холодильник, по 7 фунтов за телевизор или монитор, 0,25-1,25 фунтов за килограмм мелкой электроники. В Канаде наиболее известен сбор в провинции Онтарио, который декларируется как негосударственный и вроде бы исключительно от лица производителей, но с пристальным вниманием общественности.
В Китае действует одна из самых комплексных систем сбора и тарификации отходов электроники: сборы за каждое устройство, переработка более половины таких устройств, запрет импорта вредных устройств, с целью извлечения полезных материалов до 24 млрд долл. к 2030 году. В частности, сбор взимается за каждую стиральную машину и кондиционер по 7 юаней, за компьютер 10 юаней, за бытовой холодильник 12 юаней. На импорт товаров в Китай действуют такие налоги: стандартный НДС 13%, таможенная пошлина 5-20% в зависимости от люксовости товара (стоимости за единицу, включая автомобили, часы, электронику и т.д.), с необлагаемым минимумом за персональный ввоз до 2 тыс. юаней за раз или 20 тыс. юаней за год.
В Индии производители и импортеры платят взносы за последующую утилизацию бытовой техники и электроники в соответствии с законом о расширенной ответственности производителей (Indian Extended Producer Responsibility). Размер взноса варьируется от 110 до 500 рупий за килограмм товара, плата за регистрацию в системе взносов составляет от 10 до 50 тыс. рупий, а штраф за нарушения от 15 до 20 тыс. рупий.
Так что предложенный Минпромторгом размер сбора очень щадящий, а первоочередные типы товаров (смартфоны и ноутбуки) выбраны верно в контексте их стоимости и потенциальной контролируемости. На необходимость сбора указывают ещё и проблематика «параллельного» импорта без НДС при уплате НДС отечественными производителями, а также наличие подобных сборов в других крупных странах. Доля отечественных производителей смартфонов, ноутбуков, раций, различных детекторов, видеокамер и т.п. очень мала. Потребность же в таких товарах очевидна, как в быту, так и особенно в ряде регионов Юга России.
Автор - доктор экономических наук
Фото: Александр Щербак/ТАСС





