Сообщество «Посольский приказ» 00:07 21 октября 2025

Иран не верит «руке дружбы»

в Тегеране возмущены двурушничеством Вашингтона и готовятся к укреплению своей безопасности

Американская администрация, разрешив, как ей кажется, конфликт в Газе и установив там мир, намерена вплотную заняться Ираном. Выступая в израильском Кнессете, Дональд Трамп заявил, что «готов протянуть Ирану руку дружбы». Одновременно американский лидер похвалялся тем, что, если бы в июне США не нанесли удары по ядерной инфраструктуре Ирана, то мир в Газе был бы невозможен. По его словам, в этом случае, над мирной сделкой по сектору Газа «висела бы очень темная туча». «Я бы хотел снять санкции с Ирана, когда они будут к этому готовы. На самом деле, они не смогут выжить в условиях этих санкций: они слишком жёсткие», — сказал Трамп. Сейчас Ирану из-за санкций нужна помощь, но у этой страны все будет хорошо, считает американский лидер. По его мнению, Тегеран хочет пойти на сделку с Вашингтоном.

Однако конкретные шаги США и коллективного Запада свидетельствуют об обратном. В конце сентября Совет Безопасности ООН с подачи евротройки (Великобритания, Франция, Германия) возобновил санкции против Ирана. Согласно Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), заключенному в 2015 году, большая часть антииранских санкций была снята. Однако в договоре были прописан механизм возвращения санкций, если ИРИ не будет выполнять свои обязательства. Фактически СВПД стало неработающим документом еще в мае 2018 года, когда США в одностороннем порядке вышли из этого договора и возобновили санкции в полном объеме. Трусливые и послушные европейские союзники США по НАТО, бывшие гарантами соглашения (Великобритания, Франция, Германия) немедленно присоединились к этим ограничивающим мерам. Под давлением вторичных санкций США вскоре отказались от импорта иранской нефти Индия, Турция, Япония и Южная Корея. «Удушающее давление» на Иран привело к крайне негативным экономическим последствиям. В разы упал курс иранского риала по отношению к доллару, в стране началась двузначная инфляция, достигающая 48% в год. В прошлом году в ИРИ впервые начались перебои с подачей электроэнергии, так как большая ее часть генерируется на ТЭС, а Иран не может инвестировать достаточные средства в добычу природного газа.

26 сентября Совет Безопасности ООН отверг резолюцию России и Китая, в которой они предложили на полгода продлить истекающий в октябре срок СВПД. Москва и Пекин сделали это, чтобы у участников сделки было время урегулировать вопросы вокруг иранской ядерной программы. Эта резолюция была последней возможностью предотвратить восстановление международных санкций. Иранское правительство возмущено возвращением санкций, так как до сих пор нет явных доказательств того, что Тегеран собирается производить ядерное оружие. Президент Ирана Масуд Пезешкиян на полях Генеральной Ассамблеи ООН заявил 25 сентября: «Тегеран надеется, что автоматическое возобновление санкций (snapback) активировано не будет; если же это произойдёт, Исламская Республика будет готова реагировать».

Хвастовство американского президента, завившего о том, что он американскими бомбардировками в июне уничтожил ядерную программу Ирана и этим обеспечил мир на Ближнем Востоке, осмеивается в статье «Клоун-обманщик», опубликованной в газете «Ватан-э-эмруз», издаваемой сторонниками бывшего президента ИРИ Махмуда Ахмадинеджада. Ведь даже в программе «Си-эн-эн», основанной на интервью с сотрудниками Управления национальной разведки США, говорилось о том, что ущерб иранской ядерной программе носит ограниченный характер и все иранские возможности можно восстановить в срок от полугода до полутора лет. К тому же, если иранская ядерная программа не представляет уже никакой опасности, зачем тогда возвращать международные санкции? По мнению журналистов газеты, Трамп в своей речи шантажировал как Израиль, так и лидеров арабских государств, говоря о том, что без ударов США им угрожало бы иранское ядерное оружие, а налеты США были остановлены, когда иранская ядерная программа была уничтожена. Журналисты «Ватан-э-эмруз» убеждены в том, что американские военные действия тогда были остановлены по другой причине. Иранские ракетные удары по Израилю в ходе июньской двенадцатидневной войны нанесли Израилю слишком значительный ущерб, а ракетный запас еврейского государства был истощен.

В самом Иране, пожалуй, никто не верит в искренность американских предложений о дружбе. Свидетельством тому являются многочисленные статьи в иранских СМИ. В частности, в газете «Шарг». Кстати, эта газета является рупором иранских реформистов, сторонников бывшего президента Хасана Роухани и бывшего министра иностранных дел Мохаммеда Джавада Зарифа, ещё недавно стремившихся к нормализации отношений с Западом. Обозреватели газеты отмечают, что «рука дружбы», протягиваемая Трампом Ирану и его призывы перейти к сотрудничеству сопровождаются бомбардировками иранских ядерных объектов, как это было в июне. В сочетании с усилением экономических санкций после решения Совбеза ООН по СВПД они делают переговоры с США все более трудными и почти невозможными. «Красной линией» для Исламской Республики является требование полностью прекратить обогащение урана. Оно не только противоречит международному праву и Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), но и ущемляет суверенитет Ирана и его стремление развивать свои научные возможности. Журналисты «Шарг» делают вывод: «Последние события на Ближнем Востоке показывают, что политика удушающего давления на Иран является основным подходом Трампа. Одновременно сохраняется возможность новой агрессии Израиля против нашей страны. Политика Запада по ослаблению региональных позиций Ирана продолжается».

Говоря о возможности нового израильского удара, иранцы имеют на это веские основания. 7 октября в интервью журналисту Бену Шапиро израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху вновь заговорил о ракетной и ядерной угрозе со стороны Ирана. Он отметил: «Иран может поставить под угрозу любой американский город. Люди не верят в это, но Иран развивает разработку межконтинентальных баллистических ракет (МБР) дальностью 3000 и 8000 километров. Они вполне могут достигнуть Восточного побережья США. Они могут поставить Бостон, Нью-Йорк или Майами под ядерный прицел иранцев. Только Израиль служит для США плотиной и защитой от атомной угрозы Ирана». Разумеется, слова о разработке Ираном МБР не подтверждаются никакими разведданными. Они скорее отражают алармизм кабинета Нетаньяху и неспособность нынешнего кабинета управлять Израилем в мирных условиях. Израильские ультраправые явно недовольны исходом войны в Газе и хотели бы продолжить военные действия, на этот раз против Ирана.

Эти угрозы внимательно отслеживаются в Иране и ведут к переосмыслению доктрины безопасности государства. Свидетельством этому является интервью советника верховного лидера ИРИ по вопросам безопасности, бывшего министра обороны (1997-2005 годы) контр-адмирала Али Шамхани. Любопытно, что в ходе 12-дневной войны в июне этого года израильтяне успели его «похоронить», объявив о его гибели в результате ударов своей авиации. А экс-министр обороны оказался жив-здоров. Шамхани заявил, что, если бы знал о будущем развитии событий, то находясь на посту министра обороны, приложил бы усилия к появлению у Ирана ядерного оружия. Он охарактеризовал нежелание Ирана обзавестись ядерным арсеналом в то время как «стратегическую ошибку». По его словам, сейчас стало ясно, что Иран должен иметь атомное оружие для сдерживания. Адмирал также раскритиковал оптимизм реформистской эпохи в ИРИ (1997-2005), сказав, что безопасность страны должна базироваться на силе, а не на диалоге.

Шамхани отметил очень пассивные ответы Ирана на агрессивные действия Израиля в апреле и октябре 2024 года (операции «Правдивое обещание» и «Правдивое обещание-2»). Эти удары носили, по его мнению, почти символический характер, что привело к налетам ЦАХАЛ на иранские города в июне этого года. Ведь в Израиле получили превратное представление об иранской ракетной мощи и сочли её явно недостаточной. Результатом стал ущерб, нанесённый Ирану, и гибель многих высших офицеров армии и КСИР.

В этих сложных условиях, когда угроз национальной безопасности Ирана стало отнюдь не меньше, чем ранее, особое значение для ИРИ приобретает стратегическое партнёрство с Россией. Тем более, что в октябре вступил в силу Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Ираном. В Иране существуют различные мнения по этому вопросу. Бывший посол ИРИ в России Нематулла Изади считает, что это соглашение улучшит отношения между нашими странами, но не приведёт к появлению стратегического альянса, подобного американо-израильскому.

В то же время сторонники жёсткой линии в иранском руководстве настроены более, чем оптимистично. Заместитель руководителя Политического Офиса Верховного главнокомандующего иранской армии генерал Расул Санаи убежден, что Договор является важной вехой в двусторонних отношениях. Он отмечает: «Договор является стратегической необходимостью для того, чтобы защищать интересы и безопасность обеих наций в условиях несущих риск конфликтов и международной нестабильности».

И Россия делом доказывает, что намерена укреплять безопасность своего южного соседа и союзника. По сообщению портала Amwaj.media, в 2026 году начнётся поставка в ИРИ российских истребителей Су-35. При этом их количество будет увеличено вдвое. Если ранее говорилось о 24 самолётах, чего явно недостаточно, чтобы закрыть небо над Ираном, то сейчас речь идёт о 48 истребителях на сумму в 6 миллиардов долларов. Поставка такой серьёзной техники предполагает ее ремонт и техобслуживание российскими силами, а также обучение иранских летчиков в российских военных училищах и академиях. Кроме того, поставка осуществляется в условиях возобновления санкций СБ ООН, налагающих запрет на экспорт в Иран наступательных вооружений.

США и их союзники по НАТО в нынешнем противостоянии с Россией хотят создать для нас проблемы по всему периметру российских границ. Для противостояния этих планов важное значение имеет выстраивание альянсов, способных противостоять атлантистским планам. На Дальнем Востоке это альянс с КНДР и Китаем. Создание подобного взаимодействия с Ираном способно помочь реализации национальных интересов России на Южном Кавказе и на Каспии. Для этого важно не дать Иран в обиду и помочь ему в выстраивании защиты от внешних врагов.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС. Тегеран. Баннер в центре города.

6 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
26 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
13 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x