Авторский блог Сергей Ануреев 23:51 2 октября 2025

Как снизить дефицит федерального бюджета

долгосрочная обороноспособность и НДС на банки

Дефицит федерального бюджета 2025 года составит 5,7 трлн руб. при утвержденном год назад 1,2 трлн руб., а на 2026 год пока запланирован в 3,8 трлн руб. при утвержденных год назад 2,2 трлн руб.

Сторонники бюджетных стимулов экономике обычно обосновывают их низким государственным долгом России на фоне огромных долгов других странах.

Тем не менее, большой дефицит российского бюджета в 2026 году совпадет с процентными расходами по госдолгу (при росте таких расходов с 2022 года почти в три раза), с их выплатами сверхприбыльным банкам и состоятельным инвесторам, а не производителям, военным или пенсионерам.

В США процентные расходы с 2020 года выросли с трети от военных расходов до превышения над ними, с декларацией отказа от потенциала военного противостояния с Китаем и Россией с переориентацией на внутренние проблемы.

Нашим банкам с примерно половиной гособлигаций в портфеле будет сложно вытянуть одновременно и рост госзаимствований, и оживление кредитования от снижения ключевой ставки - прирост средств клиентов за 8 месяцев этого года составил 3 трлн руб. при росте кредитов на 2 трлн руб. и облигаций на 0,8 трлн руб.

Анонсированные изменения в НДС и социальных взносах, особенно для псевдомалого бизнеса и в непроизводящей торговле, важны для долгосрочной стабильности и поддержки промышленности, о чем неоднократно писала газета «Завтра».

Однако без кропотливой работы налоговиков и таможенников по выявлению серых и теневых схем можно и в следующем году недобрать НДС и утильсбор на автомобили.

Из НДС по-прежнему выпадают банки, страховщики и посредники на рынке ценных бумаг, а это могло бы дать до 2 трлн руб., как половина дефицита следующего года.

Перегибы топливного демпфера и субсидирования ипотеки для богатых собираются частично исправить, а они «весят» по половине дефицита следующего года каждый.

Сейчас за счет большого дефицита Правительство РФ как бы «покупает» время на разработку мер по самозанятым и мигрантам, маркетплейсам и наращиванию отечественного производства, что поможет избежать хронического большого бюджетного дефицита и не оказаться через десяток лет в состоянии Франции и Британии, даже с нашим меньшим, но более дорогим госдолгом.

Внесенный в Госдуму законопроект предполагает существенный бюджетный дефицит 3,8 трлн руб. в 2026 году, а год назад на этот же 2026 год планировалось 2,2 трлн руб. Казалось бы, дефицит и долг у нас небольшие, всего-то 1,6% и 18% ВВП, в разы меньше США (5,6% и 119% ВВП), Франции (5,4% и 116% ВВП), Китая (8,8% и 96% ВВП). Заметим, что Китай следует западной модели долгового финансирования, поднявшись до 96% долга к ВВП с 41% в 2015 году и 69% в 2020-м, да так, что агентство Fitch оценивает кредитный рейтинг Китая на уровне Франции (A+ при наилучшем AAA).

Пока весь госдолг нам обходится в среднем в 8,9% годовых (рублевый – дороже), из-за размещений гособлигаций в предыдущие годы по низким ставкам. В 2025 году гособлигации размещались уже под 14-17% годовых, и по мере все новых крупных размещений обслуживание госдолга будет расти намного быстрее роста самого госдолга. Еще три года назад, в уже внешнеполитически сложном 2022 году обслуживание госдолга составило 1,4 трлн руб., теперь на 2026 год запланировано 3,9 трлн руб., в 2,8 раза больше. Эта огромная сумма уйдет на обслуживание долга, а не на кажущееся стимулирование экономики, как думают сторонники таких стимулов.

В США в 2025 году процентные расходы уже превысили расходы на оборону, хотя еще пять лет назад были в треть от таких расходов. Теперь некоторые крупные американские СМИ пишут, что в Пентагоне предстоят сокращения, а милитаристская риторика против Китая смещается на внутреннюю повестку. Нам точно нужна американская пропорция основных бюджетных расходов, когда госдолг сковывает их потенциальную военную активность? Точнее, по США нам это как раз на руку, но нам самим такого сковывания в среднесрочной перспективе совсем не нужно.

Вспомним, недавно Эльвира Набиуллина связывала перспективы снижения ключевой ставки со снижением бюджетного дефицита. Поясним, что при снижении ключевой ставки сократится рост депозитов и ускорится рост кредитов, поэтому у банков останется меньше денег на покупку гособлигаций. Но если дефицит бюджета низкий, то государству и не надо выпускать большое количество облигаций для его покрытия. А при высоком дефиците хватит ли у банков денег еще и на рост вложений в гособлигации?

Так, в 2026 году дефицит планируется покрыть именно за счет гособлигаций, чистое размещение которых составит 4,2 трлн руб. (разместят на 5,5 трлн руб. погасят на 1,3 трлн руб.). Размещение почти полностью идет на внутреннем рынке в рублях, и примерно половину выкупают коммерческие банки.

Обратимся к статистике Банка России из обзоров «О развитии банковского сектора», с данными на 1 января и 1 сентября 2025 года. В пассивах средства клиентов (юридических и физических лиц) выросли за это время с 128 трлн до 131 трлн (+3 трлн), а в активах кредитный портфель вырос с 119,8 трлн до 121,9 трлн (+2 трлн), вложения в облигации с 26,6 трлн до 27,4 трлн. (+0,8 трлн). Еще сократились денежные средства (-0,6 трлн), сократились операции коммерческих банков по кредитам и депозитам Банка России (-1,3 трлн), примерно заместившись ростом собственных средств за счет прибыли (+1,5 трлн). Арифметика не точная, поскольку есть другие мелкие статьи.

Наглядно видно, что из 3 трлн прироста средств клиентов 2 трлн пошло на прирост кредитов и 0,8 трлн на прирост вложений в облигации, и это за 8 из 12 месяцев. Первоначально дефицит на 2025 год принимался в размере 1,2 трлн руб. Совпадения фактических 0,8 трлн за 8 месяцев и плановых 1,2 трлн за год – хотя и случайны, но очень наглядны.

В осенних поправках этого года дефицит равен 5,7 трлн руб. Минфин на пике ключевой ставки в I полугодии этого года размещал гособлигации умеренно, пользуясь средствами размещений еще 2024 года, активизировал размещения после снижения ключевой ставки. За оставшиеся несколько месяцев этого года Минфин возьмет из банков почти весь прирост клиентских средств, и то же планируется в следующем году. На разогрев экономики за счет активизации кредитования денег у банков будет мало. Хотя мы в газете «Завтра» ставили вопрос, надо ли наращивать потребительские и коммерческие кредиты в основном на импорт.

Еще раз акцентируем внимание, что год назад на 2025 год дефицит планировали в 1,2 трлн, а теперь 5,7 трлн, на следующий 2026 год ранее планировали 2,2 трлн, а теперь 3,8 трлн. Планы-факты по основным статьям расходов на силовые структуры, социальную сферу и экономику почти не меняются, но серьезно выросли расходы на обслуживание госдолга, субсидирование кредитов и топливный демпфер. Несколько просело выполнение плана по отдельным доходам, в основном за счет недобора НДС и утильсбора на автомобили.

Повышение НДС в целом и, особенно, на псевдо малый и псевдо производящий бизнес как минимум обоснованны и как максимум – наилучшее из возможных решений. Еще много лет назад рассматривался налоговый маневр по повышению НДС и снижению социальных взносов, поскольку НДС в основном – на потребление и импорт, а социальные взносы – это издержки внутреннего производства. Теперь социальные взносы не трогают, за исключением откровенных перегибов с льготными ставками, а за счет НДС уменьшают дефицит и устраняют перегибы в торговле. Газета «Завтра» неоднократно писала о таких перегибах с чрезмерной занятостью и господством УСН (Упрощенной системы налогов).

НДС в этом году недобирают (на 1,2 трлн руб.), на следующий год запланирован рост сборов этого налога за счет повышения основной ставки с 20 до 22% (даст 1,2 трлн) и за счет снижения порога для малого бизнеса с 60 до 10 млн руб. (даст 0,2 трлн). Совпадения по цифрам недобора НДС этого года и прогноза роста на следующий, опять, случайны, но показательны.

Недобор НДС в этом году оказался следствием избыточного оптимизма на счет роста экономики и борьбы с дроблением бизнеса, при фактическом торможении экономики и неудачах такой борьбы. В СМИ были сообщения о начале информационного обмена ФНС с маркетплейсами и о модернизации Федеральной таможенной службы, но результатов еще надо ждать. Эти же факторы будут действовать и в 2026 году.

Из проблематики НДС вновь выпадают банки, страховщики и посредники по операциям с ценными бумагами. Сколько эти организации недоплачивают НДС, видно по данным ФНС из формы статистической налоговой отчетности. Последняя такая опубликована на сайте ФНС по декларациям за IV квартал 2024 года и I-III кварталы 2025 года, поскольку декларации подаются как бы авансом. Приложение1 по строке 100 со ссылкой на статью Налогового кодекса 149.3.3. указывает на 852 млрд руб. «банковского» НДС в случае отсутствия освобождения от этого налога. Там же в других строках еще 622 млрд руб. по страховым организациям, 754 млрд руб. по операциям на рынке ценных бумаг, а также 73 млрд руб. по ресторанам с оборотом до 2 млрд руб. Суммарно это почти половина большого дефицита бюджета этого года и две трети – следующего года.

В порядке научного фэнтези давайте введем в базу расчета бонусов руководства Сбера и ВТБ (от Грефа и Костина до членов правления) уплаченный этими банками в бюджет НДС, наравне с чистой прибылью на дивиденды. Без такой предполагаемой части бонусов вряд ли руководство крупнейших банков будет готово подставить плечо бюджету своим НДС. Точно не знаю соотношения этих бонусов и прибыли, но могу предположить, что это несколько десятых долей процента, пусть даже будет целый процент, то есть 8,5 млрд руб. на всех руководителей банков. Для государства и всех нас будет намного выгоднее, если банки вместо большей части новых вложений в гособлигации под высокий процент и отчислений малой части этого обратно в бюджет через дивиденды просто станут платить НДС. Как это делает АвтоВАЗ и другие производители, работающие на внутренний рынок.

Несколько слов надо сказать и про освобождение от НДС общепита: с 1 сентября необлагаемый НДС годовой оборот подняли с 2 до 3 млрд руб. Почему-то считается достижением, что в обмен на нулевой НДС общепит платит социальные взносы со средних зарплат, хотя условный АвтоВАЗ или Ростсельмаш платят и социальные взносы, и НДС. Торговля теперь под НДС с оборота от 10 млн руб., и не удивлюсь, если многие магазины просто поменяют коды ОКВЭД на общепит. Многие продуктовые магазины уже продают готовую еду, ставят у себя микроволновки, кофе-машины и столики – чем не общепит? В последние годы у нас и так наблюдается нездоровый ажиотаж по открытию точек с кофе, выпечкой и пирожными, так еще их никак не обременяют ни реформой НДС, ни патентной системы.

Перейдем теперь к рассмотрению проблем утильсбора. На 2025 год поступления утильсбора первоначально утверждены на 2 трлн руб. (0,9 трлн по внутреннему производству и 1,1 трлн по импорту), а теперь по новым осенним поправкам снижены до 1,1 трлн суммарно. На 2026 год заложены 1,6 трлн (1,1 и 0,5 трлн). Утильсбор серьезно повышают для закрытия лазеек ввоза автомашин через физлиц для псевдо личного использования, особенно мощных и дорогих.

СМИ писали, что в 2024 году на АвтоВАЗ пришлось только 12% продаж в денежном выражении, хотя и примерно половина в штуках, поскольку производим мы в основном дешевые автомобили, а импортируем – дорогие. На импортные автомобили в 2024 году россияне потратили примерно 5 трлн руб., так еще и эти более 50 млрд долл. означают «выход» денег из страны в условиях низких цен на нашу нефть.

У нас нет контроля соответствия крупных покупок официальным доходам, тех же дорогих люксовых автомобилей. Даже крупные государственные банки могут выдавать автокредиты без подтверждения доходов. Еще раз напомним про рост автокредитования и размещения Минфином гособлигаций в условиях малости прироста средств банков.

В прежние годы СМИ сообщали о значимых претензиях налоговиков и банков к крупным автодилерам, но в текущем 2025 году таких сообщений не было. Зато были многочисленные сообщения, как сети крупных дилеров предлагают дорогие автомобили через физлиц и якобы подержанные. Пофантазируем, что если ввоз в обход утильсбора продолжится под видом запчастей или с номерами стран ЕАЭС?

Еще «субсидирование ипотеки и топливный демпфер нахлобучили бюджет на 5 триллионов», как об этом писала газета «Завтра» в июне 2025 года, хотя изначально в 2019-2020 годах при их введении были только сотни миллиардов.

Главный аналитик Сбера Михаил Матовников в июне 2024 года сообщал, что доля обеспеченных заемщиков в льготной ипотеке на новостройки превысила 85%, а по статистике Агентства страхования вкладов, на вклады свыше 1,4 млн руб. приходится 65% денег и 5% от общего количества счетов, то есть субсидируем мы часто богатых.

Еще раз напомним, что банки не платят НДС, но даже если его введут, он все равно не покроет субсидирования кредитов, которое примерно в 2,5 раза больше предполагаемого НДС.

Средние зарплаты по регионам различаются в разы, а цены на бензин на 10%, поэтому в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае вполне можно повысить цены и акцизы на бензин на 15-10-5 рублей за литр – благосостояние жителей это выдержит, а в этих регионах продается примерно 40% топлива, и демпфер субсидирует потребление богатых.

В 2023 году «топливный кризис» случился в конце августа – начале сентября, дескать, из-за окончания уборочной и отпусков. Газета «Завтра» тогда писала, что «кризис» разгоняли в СМИ, а в реальности АЗС без топлива были единицы. В этом году у нас вновь «топливный кризис», только почему-то со сдвижкой на целый месяц. Может, погода стала лучше, сезон аграриев и отпускников длиннее? Просто внесение бюджета в Госдуму сдвинули на месяц, и к дебатам по демпферу вновь возник «топливный кризис».

В принципе, логика в большом краткосрочном дефиците бюджета есть. Мировые цены на нефть через пару лет могут вырасти, поскольку дешевая нефть нужна Трампу только для краткосрочного сглаживания влияния тарифов на инфляцию, а потом без дорогой нефти просядет американская нефтянка. Наша экономика слезает с нефтяной иглы постепенно, и лучше это делать без перегибов, ежегодно понемногу подкручивая основные налоги, как год назад НДФЛ и теперь НДС. На следующий год министр экономического развития Максим Решетников аккуратно анонсировал проблематику самозанятых, министр промышленности и торговли Антон Алиханов – налог на торговлю импортом на маркетплейсах, а еще начался московский эксперимент по контролю мигрантов через мобильное приложение и по биометрии в аэропортах.

Министр финансов Антон Силуанов неоднократно подчеркивал необходимость сбалансированного бюджета, и в недавнем интервью накануне внесения проекта бюджета в Госдуму Антон Германович отметил, что сокращение бюджетного дефицита в перспективе создаст возможность для снижения инфляции, даст Банку России пространство для смягчения денежно-кредитной политики, позволит правительству продолжить поддерживать приоритетные отрасли, а снижение порога для уплаты НДС бизнесом необходимо для пресечения незаконных схем.

Главное, чтобы большой бюджетный дефицит не стал хроническим, чтобы за год-два такого дефицита были выработаны эффективные меры по противодействию налоговым схемам и разбуханию непроизводящих отраслей, чтобы отечественная промышленность усилила отклик на меры бюджетной поддержки.

В конце стоит сослаться на авторскую научную статью «Импульс экономике за счёт профицита бюджета, сокращения долга, процентных расходов и части вкладов». В аннотации написано, что «среди сопоставимых с Россией стран Большой двадцатки рост ВВП был устойчив у Канады, Австралии, Германии и Мексики со многими годами сокращения долга к ВВП, а также в России в 2017-м и 2021 годах. Франция, Британия, Италия и особенно Япония загнали себя в ловушку высочайшего долга и отрицательного роста ВВП». Эта научная статья с анализом показателей многих стран за 1990-2010-е годы оппонирует сторонникам дефицитного стимулирования экономики.

Ясно, что мы не стремимся лет через десять оказаться в текущем состоянии Франции или Британии. И решения по сокращению бюджетного дефицита у нас есть. Пусть США сдерживают их военный потенциал из-за дефицита и долга. Наш же «мускулистый бюджет» не будет в заложниках у псевдомалого бизнеса, схем импорта дорогих авто и банков без НДС.

Автор - доктор экономических наук

1.0x