Авторский блог Сергей Ануреев 11:00 26 сентября 2025

Собянин на МФФ-2025: мегаполисы и глобальная конкуренция за умы

Хотим, как в Сингапуре или как в Минске?

На прошедшем недавно X Московском финансовом форуме (МФФ) мэр Москвы Сергей Собянин высказался в пользу мегаполисов как основы роста производительности труда, экономики, технологий и глобальной конкурентоспособности.

Одновременно Сергей Семёнович указал на усугубляющиеся проблемы европейских мегаполисов и на флагманство китайских и других азиатских городов. Но, на наш взгляд, эти города ещё не доросли до европейских проблем в силу старта бурного роста с полувековым лагом.

Многое из сказанного мэром столицы является отражением противоречивой современной реальности, когда мегаполисы и становятся локомотивами роста и «высасывают» молодёжь и обеспеченных людей со всей страны.

Основной проблемой остаётся разумный масштаб городов: как Москва, Питер, Минск, Калуга, Тверь? Чтобы минусы мегаполисов не перевешивали плюсы, чтобы не обезлюдела наша огромная страна.

Фрагменты выступления Сергея Собянина на МФФ

«Деиндустриализация происходила не только в Москве, но и с другими крупными мировыми городами. В Москве это было жёстко, поскольку советская Москва зиждилась на 60% на промышленности, около 40% территории было занято промышленными объектами. Сегодня их доля 12—14%. Казалось, процесс деиндустриализации уже не остановить, но лет 5—7 тому назад произошла удивительная история: предприятия, которые реинвестировали и развивались в регионах, сделали разворот, и многие из них начали возвращаться в Москву.

Главная причина — это кадры. Производство стало более высокотехнологичным, выросла производительность труда, и требуется больше квалифицированных кадров, а такие кадры в первую очередь можно получить в больших городах (я не говорю только про Москву), где хороший потенциал образования, инженерного образования, среднего профессионального. Мы же со своей стороны делаем всё, чтобы создать для этих предприятий хорошую среду, чтобы они здесь развивались.

Казалось бы, прибыль от таких предприятий, если посмотреть в налогах, небольшая, но это стержень технологический, вокруг которого создаются конструкторские бюро, инновации — целая среда. Начинают развиваться высокотехнологичные отрасли и направления: микроэлектроника, фармацевтика, производство беспилотных средств. Всё это создаёт более сбалансированный город, более сбалансированную экономику, более устойчивую и независимую экономику и технологии от любых внешних напряжений, санкций».

«В Германии производительность труда выше, чем в нашей стране в 1,7 раза. Вы видели немцев, которые переработали? Можно ли себе представить, что наш Иван Иванович, трудясь на заводе, трудится меньше, чем там? Особенно в Италии с их пиццей и полуденным сном? То есть речь идёт не о количестве труда, а о высокой концентрации населения. В Германии, в большинстве европейских стран высокая концентрация населения. Поэтому в больших городах, в Москве, производительность труда такая же, как в Германии, и значительно выше, чем в среднем по России.

Понятно, что наша страна не должна концентрироваться в одном городе, понятно, что у нас есть приграничные города, есть стратегически важные города, есть моногорода, но всё равно без концентрации населения в крупных мегаполисах, крупных городах (я не говорю, только в Москве, у нас 16 миллионников) производительность труда мы не повысим. Можно мероприятия разные придумывать, станки внедрять с ЧПУ — всё равно без концентрации населения мы эту задачу не решим. Но концентрация должна отличаться от скученности, люди должны жить на небольшой территории, но при этом комфортно себя чувствовать с точки зрения экологии, услуг и так далее. Сама жизнь и практика показывают, что, скорее всего, это наш магистральный путь, несмотря на огромную территорию, наши задачи по сохранению этой территории, обустройству и так далее.

За все предыдущие десятилетия у нас производительность труда повышалась максимум на 2—3% в год. Мы ставим задачу роста ВВП на 3—4%, а рост производительности – 2—3%! Таким образом задачу никогда не решим и будем всегда отставать от других стран, развитых технологически. Поэтому у нас другого варианта, кроме концентрации населения в крупных мегаполисах, просто не существует.

Конечно, могут сказать: посмотрите, европейские города стагнируют, у них там хуже с безопасностью, с экономикой плохо, что нам на них-то ориентироваться! Это так, поэтому мы должны теперь ориентироваться на других лидеров: на Юго-Восточную Азию, на Сингапур, Гонконг, Пекин, Шанхай и так далее — они сегодня лидеры роста. Угнаться за ними, с учётом их огромной экономики, не так-то просто, поэтому мы в Москве по-прежнему будем максимально быстро двигаться вперёд по всем направлениям: социальная сфера, образование, развитие промышленности, транспорта, креативной индустрии. Как экономический лидер нашей страны, флагман, и как последний форпост борьбы за человеческий капитал, мы должны бороться за людей, чтобы они, уехав даже из своих регионов, не оказались совершенно в чужой стране, чтобы они оставались у нас. Задача Москвы не конкурировать с Новосибирском, Екатеринбургом, Нижним Новгородом, а конкурировать с ведущими мегаполисами мира».

Объективная реальность и перегибы столичной жизни и демографии

Наша страна столетиями развивалась путём «выплёскивания» избыточного населения из центральной части на периферию. Сначала это были Европейский Север, Урал, потом Новороссия, наконец, Сибирь, в 1950—1970-е годы — уже со стимулами «длинным рублём».

В последние несколько десятилетий ситуация изменилась в корне. Теперь самые большие зарплаты — массово в Москве и отчасти в Санкт-Петербурге. Молодёжь стремится уехать работать в столицу, возрастные люди среднего класса мечтают о столичной недвижимости на старость или в качестве инвестиции.

Вместо советской прописки-лимита сегодня хоть каким-то ограничителем роста населения Москвы и Подмосковья становится дороговизна жизни, особенно жилья и услуг.

Из-за дороговизны Москва превратилась в демографическую воронку: население Москвы растёт, но за счёт регионов, а приехавшая в столицу молодёжь не спешит с детьми. По Росстату, доля домохозяйств, состоящих из одного человека трудоспособного возраста, в Москве составляет 67%, в Петербурге — 64%. В сельской местности превалирует одиноко проживающее пожилое население (52,8%). В среднем по стране одиноких домохозяйств 40%.

В силу некоторых особенностей своей многовекторной занятости, я часто сталкиваюсь с молодёжью (лет до сорока) в Москве. Моя статистика ещё более удручающая — только каждый восьмой-десятый семейный, с детьми — ещё меньше. Дороговизна жизни, особенно аренда жилья или ипотека, а также огромные расстояния с пробками являются, на мой взгляд, ключевыми причинами того, что у молодых людей просто не хватает сил на семью и детей.

Проблема ли это только Москвы? В Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Сан-Франциско дороговизна жизни, трудовая и бытовая «выжималовка» ещё хлеще. Выживают в тех городах большими семьями в основном только мигранты, со взаимопомощью и без больших притязаний. Хотя спустя пару поколений ставшие коренными лондонцами и парижанами уже предъявляют обществу и правительству очень серьёзные счета.

Сергей Семёнович на проблемы европейских мегаполисов также указывает, только, похоже, не верит, что проблема именно в мегаполисах, а не в европейской цивилизации «загнивающего капитализма», дескать, в Китае мегаполисы динамичны.

Южная Корея является мировым лидером по низкой рождаемости — 0,74 ребёнка на женщину в 2024 году. В нашей стране этот показатель 1,4, и мы бьём тревогу, усиливаем меры поддержки и «детский бюджет». В агломерации Сеул — Инчхон проживает 26 млн человек при общей численности населения Южной Кореи 52 млн человек. О «комфорте» жизни в Сеуле — первая и последняя серии нашумевшего сериала «Игра в кальмара», где в аллегорической форме показаны пороки общества и молодёжи.

Ещё одним «рекордсменом» демографических проблем является Япония с 1,15 рождений, с 49 годами среднего возраста, с 29% людей старше 65 лет. Там 90% населения проживает в шести городах — трёх мегаполисах (Токио — Йокогама, Осака — Кобе — Киото, Нагоя).

Китай развивается с временным лагом от Японии примерно в 50 лет и два поколения — может, с пониманием опыта Японии, а может, попадёт в ту же ловушку демографии мегаполисов.

Гонконг был в основном построен во времена позднего британского контроля, по образцу «каменных джунглей» Нью-Йоркского Манхэттена. Скученность там колоссальная, а в плане экологии — только морской бриз. Гонконг уже уступил лидерство более новым мегаполисам основного Китая, особенно Шанхаю. Интересно, через век-два в Китае будут новые города-лидеры?

Сингапур является вторым британо-азиатским экспериментом после Гонконга, поновее на несколько десятилетий. Основой сингапурского комфорта являются категорические ограничения на рост числа жителей в виде дороговизны квартир (5,3 млн местных долларов в среднем, эквивалент 334 млн руб.) и автомобилей (налог от 100% до 320% от стоимости каждые 5—10 лет). Для сравнения: средняя стоимость квартиры в Москве примерно 14 млн руб., а утильсбор в России — масштаба четверти стоимости импортной машины. Аналог советской «прописки-лимита» в Сингапуре куда более драконовский.

В Германии экономика и уровень жизни лучше, чем в Британии, Франции, Японии и Южной Корее. Почему? В агломерации Берлина проживает 3,7 млн человек, в Гамбурге — 1,9 млн, Мюнхене — 1,6 млн, Кёльне — 1,1 млн, Франкфурте — 0,8 млн. В Германии хорошо развиты автомобильные дороги и пригородная железнодорожная сеть, многие работают в крупных городах и живут в сельской местности. Многие заводы располагаются в средних городах с хорошей транспортной доступностью из соседних районов без пробок. Больше половины немецких семей живут в арендованном жилье (частенько одновременно сдавая своё), меняя его при смене места работы.

Сергей Семёнович оговаривается, что он не выступает за один мегаполис на всю страну, что есть города-миллионники типа Новосибирска, Екатеринбурга и т. д. Кстати, в день проведения МФФ вышла новость о встрече Собянина с мэром Минска Кухаревым, а Минск является одним из самых комфортных городов постсоветского пространства (если не самым комфортным), насчитывая менее 2 млн человек.

Производительность труда в сервисной экономике мегаполисов

Собянинской Москве удаётся демонстрировать высокую производительность труда в отдельных секторах городской экономики.

Самым, пожалуй, эффективным является Московский метрополитен, особенно если сравнить цену поездки, число пассажиров, протяжённость линий и темпы нового строительства. В вышедшей в 2021 году в газете «Завтра» статье «Инфраструктурный урок Путина Байдену» отмечалось, что объём строительства метро в Москве больше, чем во всех городах США вместе взятых. Строительство большого числа автомобильных развязок и магистралей также является уникальным достижением, но число автомобилей продолжает расти, и проблема с транспортной загруженностью решается не так быстро, как хотелось бы.

Система ЖКХ Москвы имеет не самые большие тарифы по сравнению даже с Подмосковьем и особенно с другими городами, а денег у Москвы хватает и на модернизацию коммуникаций, и на реновацию целых кварталов. В образовании и здравоохранении зарплаты значительно выше, чем в среднем по стране, построено или капитально отремонтировано много школ и детсадов, больниц и поликлиник. Программа «Московское долголетие» вместе с ранее проведённым благоустройством центра столицы являются флагманскими не только для нашей страны, но и в масштабах развитых стран в целом.

Однако Москва в её современном виде является достаточно молодым мегаполисом по сравнению с крупнейшими американскими городами и особенно Лондоном, которые состоялись как экономические лидеры своих стран в основном благодаря промышленности, высокой производительности труда именно в этой отрасли. Сейчас промышленности в них почти не осталось, и уже несколько десятилетий господствует сервисная экономика, основанная во многом на ручном труде.

Написано много научных статей о том, что производительность труда в сервисной экономике серьёзно уступает производительности в промышленности в силу преимущественно ручного труда в первой и машинного — во второй. Даже применительно к бюджетной и денежно-кредитной политике это означает меньше налогов (превалирование малого бизнеса), больше инфляции (манипуляции с индексами цен) и огромный государственный долг. Все эти «прелести» вытекают именно из господства сервисной экономики крупнейших городов в ущерб промышленности.

В США, попав в такую ловушку, даже были вынуждены изменить статистическую методику, так что теперь производительность труда считается просто как заработок за час или неделю за минусом официальной инфляции. Официальная инфляция занижается так, что с 1971 года (второго американского дефолта XX века) официальный масштаб цен вырос в 10 раз, а стоимость домов — в 25 раз. Производительность труда якобы возросла в разы и примерно в полтора раза выше, чем в Германии, но почему-то американский средний класс теперь живёт зримо хуже индустриальных 1950—1960-х годов.

Американские крупнейшие города и Лондон страдают от хронического недофинансирования транспортной и социальной инфраструктуры. В США огромные хайвеи (проспекты на эстакадах) и многоуровневые развязки массово строились в десятилетия прошлого индустриального могущества и высокой производительности труда. Теперь многие из них обветшали и требуют капремонта, дорогого по нынешним временам из-за падения той самой производительности труда и налогов. В Лондоне старое метро является колоссальной проблемой, хотя один проезд только по центру стоит как бигмак (165 руб. на наши деньги с учётом покупательной способности), а месячный абонемент в спальный район по зонному тарифу — как аренда там однокомнатной квартиры (40—50 тыс. руб.).

Про то, как выглядят современный социум и жильё индустриального периода строительства в постиндустриальную эпоху в Лондоне, Париже и США, снято много фильмов. Многие смотрели французский «13 район» 2004 года, про мигрантские банды в квартале многоэтажек, куда даже полиция не совалась и который даже «хотели» буквально разбомбить. Менее известен, но не менее показателен британский фильм «Чужие на районе» (Attack the Block) 2011 года, причём про ещё не самый специфичный район Лондона. Американский Детройт вообще стал мемом посерьёзнее чернобыльской зоны, а когда-то по богатству соперничал с Нью-Йорком периода расцвета обоих.

Москве ещё очень далеко до указанных проблем, и мэр Собянин об этих проблемах знает, точнее, ссылается на проблемные города. Сергей Семёнович также в очередной раз подчеркнул важность промышленности для комплексного развития города. Особенно промышленности инновационной, экспериментаторской, основанной на серьёзных кадрах. Вопрос лишь в том, насколько слова о возрождении промышленности подкрепляются делами.

Автор — доктор экономических наук

Фото: Вид Сингапура

1.0x